Байдарка-челнок «Рыбка» конструкции В. Куйбышев несмотря на малые размеры, свободно несет двух взрослых или трех подростков. Для постройки лодки потребуется несколько сосновых досок, один лист фанеры и немного гвоздей, шурупов и алюминиевой проволоки.
Основная особенность конструкции лодки — малое сечение стрингеров и фанерные шпангоуты. Относительная слабость этих деталей возмещается их числом (рис. 20 и 21), что несколько утяжеляет корпус, но зато позволяет использовать для обшивки любые достаточно прочные ткани (например палаточную).

Рис. 20. Основные части байдарки-челнока «Рыбка» (начало):
1 - спинка сиденья, материал - фанера толщиной 4 мм; 2 - комингс, материал - дуб или сосна 16x60 мм; 3 - волнорез, дуб или сосна, размер по месту; 4 - буртик 10x30 мм; 5 - привальный брус внутренний, сосна 16x30 мм; 6 - привальный брус наружный, сосна 16x30 мм; 7 - сухарь, сосна, размер по месту; 8 - карленгс, сосна 16x30 мм; 9 - флор
1 - спинка сиденья, материал - фанера толщиной 4 мм; 2 - комингс, материал - дуб или сосна 16x60 мм; 3 - волнорез, дуб или сосна, размер по месту; 4 - буртик 10x30 мм; 5 - привальный брус внутренний, сосна 16x30 мм; 6 - привальный брус наружный, сосна 16x30 мм; 7 - сухарь, сосна, размер по месту; 8 - карленгс, сосна 16x30 мм; 9 - флор

Рис. 20. Основные части байдарки-челнока «Рыбка» (окончание):
10 - шпангоут одинарный; 11 - мидельвейс, сосна 16x30 мм; 12 - комингс; 13 - карленгс, 14 - сухарь; 15 - шпангоут усиленный, фанера 2x4x40 мм; 16, 26 - привальный брус внутренний; 17 - стрингер, сосна 10x25 мм; 18 - стрингер подпалубный, сосна 10x30 мм; 19 - буртик; 20 - привальный брус наружный; 21, 24 - соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 22, 27 - кормовая кница, фанера толщиной 4 мм; 23, 25 - носовая кница; 28 - ахтерштевень
10 - шпангоут одинарный; 11 - мидельвейс, сосна 16x30 мм; 12 - комингс; 13 - карленгс, 14 - сухарь; 15 - шпангоут усиленный, фанера 2x4x40 мм; 16, 26 - привальный брус внутренний; 17 - стрингер, сосна 10x25 мм; 18 - стрингер подпалубный, сосна 10x30 мм; 19 - буртик; 20 - привальный брус наружный; 21, 24 - соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 22, 27 - кормовая кница, фанера толщиной 4 мм; 23, 25 - носовая кница; 28 - ахтерштевень

Рис.21. Детали носа байдарки-челнока: 1 - мидельвейс; 2 - киль; 3 - флор; 4 - шпангоут двойной; 5 - уплотнение; 6 - стрингер подпалубный; 7 - привальный брус внутренний; 8 - форштевень; 9 - водорез; 10 - буртик; 11 - палуба
Постройка лодки
Постройка лодки начинается с заготовки деталей. Основной размер А для каждого флора (рис. 22) дан в табл. 4. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке; нумерация ведется от носа к корме. Сначала делают закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня). Размеры штевней (рис. 23) приведены в табл. 5. Затем к килю крепят флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставят на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки меду ними составят 170 мм.
Постройка лодки
Постройка лодки начинается с заготовки деталей. Основной размер А для каждого флора (рис. 22) дан в табл. 4. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке; нумерация ведется от носа к корме. Сначала делают закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня). Размеры штевней (рис. 23) приведены в табл. 5. Затем к килю крепят флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставят на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки меду ними составят 170 мм.

Рис. 22. Флор

Рис. 23. Штевень
Таблица 4. Размеры флоров
Номер флора | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Величина А | 85 | 128 | 195 | 265 | 345 | 398 | 435 | 450 |
Номер флора | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Величина А | 450 | 440 | 400 | 350 | 270 | 198 | 130 | 90 |
Таблица 5. Размеры штевней
Величина | А | Б | В | Г | Д | Е |
Форштевень | 385 | 32 | 128 | 21 | 27 | 15,8 |
Ахтерштевень | 360 | 30 | 90 | 20 | 25 | 11,7 |
Таблица 6. Размеры бимсов
Величина | Наименование бимса | ||
носовой | средний | кормовой | |
Б | 740 | 900 | 725 |
В | 74,5 | 80 | 14 |
Г | 96,8 | - | - |
При установке закладки надо следить, чтобы расстояние от пола до киля по всей его длине было равно 350 мм. При этом концы штевней крепят к полу согласно разметке. Затем флоры № 4, 9 и 13 соединяют с соответствующими заготовками бимсов стойками, к которым (после проверки правильности установки киля) присоединяют подкосы. После этого в пазы заводят внутренние привальные брусья и крепят тонкими гвоздями.
Рис. 24. Бимс, заготовка и разметка

Важной операцией является установка бортовых ветвей шпангоутов. Фанеру намертво крепят к флорам, а к привальным брусьям - временно, небольшим гвоздем. На шпангоутах № 2, 3 полосы приходится присоединять к флорам несколько наискосок, что необходимо для правильного прилегания стрингеров. Самая ответственная работа - контроль и окончательная доводка шпангоутов. Прикладывая к ним длинную тонкую рейку, надо добиться плавного прилегания ее ко всем шпангоутам по всей длине. Шпангоуты, излишне выпирающие наружу или, наоборот, запавшие внутрь, открепляют от привального бруса и подправляют. Одновременно надо следить, чтобы длина левой ветви каждого шпангоута равнялась длине правой. Затем каждую из ветвей делят на 10 равных частей и по карандашным засечкам устанавливают стрингеры. Крепить их к шпангоутам надо мелкими алюминиевыми заклепками впотай, к флорам и штевням - гвоздями. При креплении стрингеров к штевням последние проходят малковку (рис. 25): заштрихованную часть дерева удаляют острой стамеской. При установке крайней пары стрингеров, примыкающих к палубе, под них (между шпангоутами) подкладывают полоски фанеры, равные по толщине шпангоутам. Собранный набор очень полезно пропитать горячей олифой и просушить.

Рис. 25. Малковка штевня
Обшивку лодки можно сшить, как шьются чехлы для мебели. Однако лучшие результаты даёт обтяжка корпуса двумя полотнищами (правым и левым) без сшивания их. При этом оба полотнища смыкаются (перекрывая друг друга на 30-40 мм) на киле и штевнях. Ткань крепится к закладке и к припалубным стрингерам мелкими гвоздями в натянутом состоянии.
Хорошие результаты получаются при натяжке оболочки в мокром виде (с последующей просушкой на месте). Окончательно обшивка крепится путём постановки наружных привальных брусьев, водореза, накладки на ахтерштевень и фальшкиль. Прилегающие к оболочке кромки этих деталей покрывают перед установкой слоем густотёртой краски, которая при затягивании шурупов частично выдавливается и удаляется ветошью. Готовую оболочку окрашивают масляной краской в два-три приёма с нанесением очередного слоя лишь после полного просыхания предыдущего.
После этого лодку открепляют от пола и переворачивают. Рубанком удаляют лишнее дерево с бимсов (до линии разметки), делают гнёзда для мидельвейсов и для карленгсов, которые к внутренним привальным брусьям крепят с постановкой «сухарей». Из фанеры (толщиной не более 4 мм, но желательно 2,5 или 3 мм) выкраивают палубу и ставят на гвоздиах или мелких шурупах. Предварительно верхние кромки мидельвейсов, карленгсов и привальных брусьев малкуют для полного прилегания к ним фанеры, а концы штевней соответствующим образом обрезают. Эти поверхности также покрывают густотёртой краской, а фанеру - горячей олифой.
Средний бимс после установки палубы удаляют. Красить палубу рекомендуется в более свеьлые тона, чем оболочку. После этого ставят буртики, накладки на мидельвейс (поверх фанеры), волнорез и комингсы. Эти детали желательно сделать из дуба и не окрашивать, а покрыть масляным лаком. Работы завершаются изготовлением и установкой сланей, сидений и спинок (рис. 26).

Рис. 26. Сиденья (а) и спинка (б)