понедельник, 11 апреля 2011 г.

Плавдача-катамаран «Золушка»


Плавдача-катамаран «Золушка»

Плавдача-катамаран «Золушка»Плавучая дача «Золушка», проект которой предлагается вниманию самодеятельных судостроителей, мала по размерам, однако на ней можно будет провести отпуск даже в более комфортабельных условиях, чем на 5-6-метровом катере. Главное ее преимущество - наличие высокой, в рост человека (1,73 м) и светлой каюты (2,0X1,9 м в плане) с полом на уровне «прогулочной палубы» носовой и кормовой «веранд». В то же время «Золушка» обладает всеми достоинствами разборной туристской лодки, рассчитанной на движение с экономичным подвесным мотором малой мощности.
Небольшие размерения и простотаобводов гарантируют минимальную трудоемкость постройки; немаловажно, что построить «Золушку» можно в обычной городской квартире. Корпуса плавдачи разбираются каждый на две части 2-метровой, длины, которые свободно проходят через двери и по лестничной клетке. Размеры «стапельного места», определяемые величиной самой крупной секции - поддона надстройки, составляют 2,0X1,9 м. Вес самой тяжелой секции - 60 кг.
Можно перевозить плавдачу на грузовике, а в полностью разобранном виде - сдавать в багаж для отправки железной дорогой. При выборе места проведения отпуска не следует забывать, что «Золушка» не предназначена для плавания по большим рекам и водохранилищам. Значительная парусность надстройки затрудняет движение в свежий ветер, малый клиренс (0,2 м от моста катамарана до поверхности воды) будет причиной сильных ударов о волны. Идеальным местом для отдыха на «Золушке» являются небольшие речки и закрытые системы озер с многочисленными островами - вроде Вуоксы или Селигера, либо тихие лесные озера.
Основные данные плавдачи «Золушка»
Длина наибольшая, м4,07
Ширина наибольшая, м2,04
Высота габаритная, м2,25
Осадка, м0,27
Вес в сборе (без снабжения), кг350
Полное водоизмещение, кг750-800
Общий вид плавдачи в сборе
Общий вид плавдачи в сборе
1, 2 - носовая и кормовая секции правого корпуса-поплавка катамарана; 3 - поддон: 4 - рубка-надстройка, собираемая из пяти плоскостных секций на поддоне; 5 - кормовой поручень; 6 - секция крыши носовой «веранды»; 7 - носовой поручень; 8 - стойка крыши.
При проектировании плавдачи имелся в виду семейный экипаж из трех человек. Можно, разумеется, плавать на ней и другой компанией, но соответственно потребуется перепланировка каюты.
Сравнительно узкие (0,5 м) поплавки катамарана позволяют развивать скорость 10-12 км/ч с мотором мощностью 5-8 л. с. В большинстве же случаев можно будет обойтись и 2-сильным «Салютом»; скорости 6-7 км/ч обычно оказывается достаточно, чтобы путешествовать по озеру от острова к острову.
Основу конструкции (см. схема №1, 142 КБсхема № 2, 285 КБ) составляют 4-метровые корпуса-поплавки; при сборке плавдачи носовая и кормовая секции каждого из них соединяются болтами М10Х55 через металлические планки-накладки. В палубах поплавков прорезаны закрываемые крышками люки, позволяющие использовать внутренние объемы для хранения имущества и припасов (носовые секции), мотора и горючего (кормовые).
Заготовки для деталей набора нарезаются из сосновых реек. Для сборки прямоугольных шпангоутных рамок необходимо предварительно вычертить их в натуральную величину на листе фанеры или картона. Высоты шпангоутов рекомендуется при этом уточнить по проекции «бок», построив скругления килевой линии в оконечностях по дуге радиусом 2045 мм. Рамки собираются на водостойком клее (эпоксидном или ВИАМ Б-3) с запрессовкой шурупами (см. схема № 3, 151 КБ).
На шп. 3, 4 и 5 (район установки поддона) бортовые ветви делаются такой же длины, как и на остальных рамках; это нужно для удобства крепления рамок к стапелю, свободные концы отпиливаются уже после снятия поплавка со стапеля.
Рамки устанавливаются днищем вверх строго вертикально на простейшем стапеле из двух поставленных на ребро и жестко соединенных между собой досок. Если позволяет место, лучше собрать сразу целый поплавок, а затем распилить его на две части по длине. При раздельной сборке секций необходимо особенно тщательно проконтролировать точность изготовления стыкуемых рамок на шп. 4 и 3.
После установки и выравнивания рамок на них выклеиваются скуловые и днищевой стрингера из 10-миллиметровых реек, изгибаемых по месту. Затем устанавливается остальной продольный набор из прямолинейных брусков 20 X 30 и простругиваются все поверхности набора, соприкасающиеся с обшивкой.
Отдельные листы 5-миллиметровой водостойкой фанеры предварительно соединяются на клею («на ус»), чтобы получить детали требуемых размеров. Если есть возможность оклеить поплавки стеклотканью, толщину обшивки можно уменьшить до 4 мм. Обшивка крепится к набору на водостойком клее с запрессовкой шурупами 4X20.
Затем секции поплавков снимаются со стапеля, устанавливаются подпалубный набор, рамки люков и настил палубы в районе поддона. Работа над поплавками завершается установкой буртиков с оковками и упорных брусков для поликов (см. схема № 3).
Надстройка состоит из соединяющего поплавки поддона - настила со стенками высотой 355 мм по периметру и пяти плоскостных секций стен и крыши. Эти секции при сборке дачи соединяются болтами М6Х60, поставленными с шагом 200 мм; уплотнением служит шнур из поролона, обычно применяемый при заделке окон на зиму (см. схема № 3).
Сборка самих секций ведется прямо по разметке, сделанной на любом ровном настиле. Бруски прихватываются к коротышам, устанавливаемым по линиям разметки. Все бруски, составляющие набор секций надстройки, нарезаются один на другой или врезаются вполдерева с применением клея. Сборка поддона завершается установкой на верхние кромки его бортиков собранной заранее жесткой монтажной рамы, на которую будут вставать секции вертикальных стенок.
Сборка стенок надстройки начинается с вязки рамок, на которые нарезаются концы вертикальных и горизонтальных реек набора. После зашивки фанерой, по периметру каждой секции ставятся окантовочные бруски (25X25), закрывающие торцы фанеры. Крыша надстройки и жесткий тент носовой «веранды» снаружи обтягиваются плотной тканью на густотертой краске. Кромки ткани закрепляются желобами-водосборниками и прижимными металлическими полосками. Можно, конечно, оклеить крышу тонкой стеклотканью (стеклосеткой) на эпоксидной смоле.
Кроме поддона, поплавки катамарана соединены двумя балками, выклеенными из брусков 30 X 60. Кормовая балка служит подмоторной доской, поэтому ее надо усилить фанерными накладками с обеих сторон.
Поручень состоит из носовой горизонтальной и кормовой Г-образной частей, которые крепятся винтами М8 к стенкам надстройки, к стойке тента - в носу и металлическому коротышу - в корме. Носовые стойки тента также крепятся при помощи коротышей из угольника и болтов.
Настилы между поплавками на кормовой и носовой «верандах» представляют собой решетчатые полики, опирающиеся на горизонтальные бруски, поставленные на внутренние борта поплавков. Целесообразно эти полики выполнить из отдельных секций длиной около 400 мм.
Двери размером 540X1220 представляют собой щиты с обвязкой из брусков 20X30, обшитой с обеих сторон фанерой. До установки зашивки необходимо поставить бобышки в месте крепления ручки и замка. Торцы по всему периметру двери следует закрыть защитной рейкой 10X30.
Для постройки «Золушки» потребуются сосновые бруски и рейки длиной 2,2 м (с учетом 10% запаса) в следующем количестве: сечением 10Х20 - 28 шт.; 10X45 - 5; 15X50 - 2; 20X20 - 5; 20X25 - 2; 20X30 - 80; 20X40 - 4; 20X45 - 3; 20X50 - 10; 20X60 - 28; 20X75 - 2; 30X60 - 10; 20X80 - 3; 20X90 - 6; 25X25 - 23; 25X45 - 20; 25X 55 - 2; 25X60 - 2; 25X105 - 4; 25X110 - 4; 30X40 - 2; 30X30 - 4; 30X80 - 34; 35X50 - 3. В итоге это составит 0,43 м³. Фанеры потребуется: толщиной 5 мм - 15 листов, толщиной 8 мм - 2 листа.
Бортовые сдвижные окна вырезаются из оргстекла толщиной 6 мм и ставятся на пластмассовые мебельные профили-полозки. Изнутри к стеклам крепятся шурупами ручки из брусков твердого дерева 20X25X80. Оконные рамы собираются из брусков 30X40, соединяемых вполдерева. Снаружи к раме крепится наличник из рейки 20X40 со скошенными кромками. Наличник выступает за край рамки в виде фланца. Такая конструкция позволяет изготавливать окна отдельно и монтировать их на уже готовые секции стенок.
Носовые окна подвешиваются на петлях, установленных по верхним кромкам. Рамка изготавливается из брусков 20X30, оргстекло крепится прямо к ней шурупами с уплотнением густотертой краской. В поднятом положении стекло фиксируется крючком, закрепленным к бимсу крыши.
Рекомендуется на все окна изготовить ставни из фанерных щитков, закрепляемых винтами с барашками к рамкам.
Кормовые иллюминаторы - круглые глухие. Их лучше всего устанавливать на автомобильном резиновом уплотнительном профиле; при необходимости по кромке стекла снимается фаска.
Крышки люков на поплавках изготавливаются из 5-миллиметровой фанеры с обвязкой из брусков 30X30. Чтобы фанера не прогибалась, в рамку врезаются поперечные бруски 20X30. Разница в высоте брусков рамки объясняется наличием фанерного комингса, предохраняющего от попадания воды через люк в поплавок. Желательно и здесь торцы фанеры по периметру защитить, врезав ее кромку в брусок (при этом сечение заготовки будет 35X30) или установив защитную рейку, как это предусмотрено конструкцией дверей.
Швартовные утки вырезаются из брусков твердого дерева 30X50X200 и крепятся сквозными болтами.
Под головки болтов и гайки соединений всюду необходимо устанавливать шайбы. Под металлические накладки соединений поддона и поплавков, а также под соединения на концах поперечных балок надо проложить резину толщиной 2-4 мм.
Самый «спартанский» вариант оборудования каюты - это две раскладушки и навесной камбузный столик. На цветном рисунке, помещенном в начале статьи, показан более комфортабельный вариант, рассчитанный на семью из двух взрослых и ребенка. В этом случае устанавливаются два продольных дивана с мягкими подушками. Диван по левому борту трансформируется в «обеденный уголок», состоящий из складного столика и двух мягких сидений, спинками которых служат части средней подушки дивана.
Один из вариантов оборудования плавдачиПередняя подушка правого дивана делается с жестким основанием; будучи уложенной на среднюю подушку, она образует сиденье водителя. Перед ним к носовой стенке надстройки крепится штурвал, а к бортовой стенке - пульт дистанционного управления мотором. Над задней секцией правого дивана навешивается камбузный столик с полкой для посуды. Под диванами предусматриваются выдвижные ящики для постелей и хранения продуктов.
Третье спальное место выполняется в виде подвесной парусиновой койки над левым диваном. Такая же койка, конечно, может быть установлена и симметрично - по правому борту, но в этом случае камбузный столик на ночь придется снимать. Легкие занавески с веселой раскраской придадут помещению домашний уют.
Следует помнить, что «Золушка» является самым настоящим судном и любым плаваниям на ней должна предшествовать регистрация в навигационно-технической инспекции. На борту плавдачи всегда и в полной готовности должны находиться спасательные принадлежности по числу отдыхающих на ней людей.
Особенно хочется предупредить о необходимости соблюдать осторожность с огнем. Для пожаробезопасности в кормовых секциях поплавков необходимо предусмотреть вентиляцию, которая предупреждала бы образование взрывоопасной смеси паров бензина с воздухом. Вентиляционная система состоит из отверстий с козырьками на верхней части внутренних стенок поплавков (по два в каждой секции). К одному из отверстий должен быть подведен, шланг или трубка, почти касающаяся днища поплавка.
В заключение несколько слов об одной особенности катамаранов. Все двухкорпусные суда имеют высокую начальную остойчивость (в полном грузу крен «Золушки» при перемещении всего экипажа на один борт не превысит 5-7°), но склонны к резкому опрокидыванию при достижении критического угла крена. Для «Золушки» это 15-20°. Следите, чтобы ваша плавдача не получала большого крена!
В. Б. Осипчук, «КиЯ» №1 (65) 1971 г.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...