На момент постройки лодки "Акула" друзьям было по 14 лет, а на момент постройки пары АКЛ - по 15.
Некоторые характеристики построенной лодки: | |
Вес с пайолами, кг | 107 (взвешивалось, правда, коряво) |
Максимальная скорость с одним водителем: | |
под ПМ "Нептун-23" с 1 чел, км/ч | 47 (карб покрутим, может пошустрее пойдет) |
под ПМ "Ветерок-12" с 1 чел, км/ч | 33 ("Ветерок" тоже не в лучшей форме) |
Здравствуйте, уважаемые водномоторники или будущие водномоторники, не обладающие большими финансовыми возможностями, но имеющие руки, голову и хотя бы немного свободного времени. Основной плюс "самостройства" в том, что вы можете сделать лодку под себя любимого, под свои нужды. Вот так и решили два друга - Филимон и Егор. Но сначала экскурс в историю.
Тяга к воде, точнее к средствам перемещения по ней появилась у нас почти "с пеленок". Близость к воде, свобода действий и куча свободного времени - чем же еще заниматься, как не судостроительством.
В пять лет построили свой первый плот из обрезков бревен, доставшихся нам от соседа, который выпиливал в своем срубе проемы под окна. Потом было еще много модификаций бревенчатых плотов. Через некоторое время сконструировали плот из пластиковых бутылок. Естественно, облазили все помойки в округе, обошли всех соседей. Надо сказать, удачная задумка. Позже был плот на автомобильных камерах. Вот он послужил на славу: переправить два куба шестиметровых досок - не проблема.
Пришла зима - время подыскивать очередной проект на лето. Вот тут-то мы и загорелись сделать себе лодочку. Филимон попал на этот сайт и нашел проект моторной лодки "Акула". Были конечно сомнения насчет наших возможностей, но все же приступили к работе. Первая лодка получилась не то чтобы плохо, но не устраивали скоростные и грузоподъемные характеристики.
Все так же, выбирая зимними вечерами себе занятие на следующее лето, обсуждали много вариантов: усовершенствовать "Акулу", построить такую же лодку, только с учетом горького опыта и приобретенных знаний, или все-таки выбрать другой проект. Остановились на последнем.
Да-с, увлеклись мы историей, перейдем лучше к предыстории "Антикризисной лодки" ("АКЛ"). Наша цель была не просто попробовать свои силы в корабельном деле, не отвести душу, сделав что-нибудь этакое, а реальная нужда в плавсредствах. Лодка нужна была и семье Егора, и семье Филимона. Так что пошли на риск и решились делать две лодки параллельно. Риск состоял в том, что из-за какого-нибудь нашего просчета могли пострадать сразу две лодки.
Все расчеты произведены, лекала вырезаны, материалы закуплены. Как однажды сказал Юрий Гагарин: "Поехали!"
Накромсали фанерки для придания прочности ветвям шпангоутов.
Склеиваем части листов обшивки: будущее днище (толщина 6 мм)...
...и борта (толщина 4 мм).
Две половинки транцев (фанера 12 мм) скреплены и склеены при помощи накладки той же фанеры 12 мм. Кстати, вся фанера у нас марки ФСФ.
Неет, это не у вас в глазах двоиться, просто кто-то все делает в промышленных масштабах ;)
Начинаем стыковку днищевых листов обшивки. Придумали свою технологию: в месте стыка на всю длину просверлены симметрично отверстия d=3mm под пластиковые хомутики (они правда не оправдали наших ожиданий - некоторые не выдерживали нагрузки и лопались); затягиваем хомуты и элементарно "раскладываем" наше днище.
По такой же технологии прикреплены борта.
Появляются грубые очертания корпуса лодки.
Временно смонтированы шпангоуты, чтобы была возможность удалить хомутики и спокойно проклеить швы лентами стеклоткани снаружи.
Вклеили транец. Лодка уже похожа на лодку. Ну что, поехали? Нее, все только начинается!
Вот и все стыки проклеены снаружи. Вид спереди.
Вид сзади.
По поводу оклейки: использовалась эпоксидная смола Этал-370 и отвердитель Этал-45М, и стеклоткань Т-11 (толстая) и Т-13 (тонкая).
Вытащили временные шпангоуты, чтобы наклеить стеклоткань на места стыков.
Все проклеено и установлены шпангоуты, теперь навсегда. Стоит отметить, что в основном шпангоуты придают жесткость корпусу. На форуме были споры по поводу количества шпангоутов. Это все к чему, не надо бояться набрать из-за них лишний вес, лодка поправится лишь на 3-4 килограмма, а сколько прочности прибавится. Мы считаем, что причиной неполного набора шпангоутов может быть только лень.
Теперь займемся носом. Поскольку у сложившегося корпуса он получился "ныряющим", пришлось наращивать фанерой. На нашей реке на ходовые характеристики это никак не влияет, а внешний вид существенно меняет в лучшему.
Вот такая конструкция в АКЛе Егора. На фото видно еще не набитый до отказа пенополистиролом непотопляемый отсек.
Позже пришла такая мысль. Эта конструкция в АКЛе Филимона. Так гораздо проще и быстрее делать, а по прочности тоже самое, что и у Егора.
На первой лодке установлен планширь, рецесс, задняя банка и закрыт носовой отсек. Лодка оклеена и готова к испытаниям на воде, в ходе которых была выявлена необходимость в брызгоотбойниках.
Готовимся к покраске. Шлифуем корпус, тем самым устраняем застывшие потеки эпоксидки ( правая сторона уже прошкурена, а левая еще нет).
Красим. Используется краска НЦ-132.
Первый пассажир-доброволец. Младший брат Егора.
Выход на глиссирование под "Нептуном".
Полетели!
Под мотором "Ветерок-12".
АКЛ хорошо зарекомендовала себя в качестве баржи.
А вот это уже в ноябре. Вдоль берега нашей реки встал лед.
АКЛ еще и неплохой ледокол.
Не каждый день такое увидишь.
АКЛ запросто протаранила лед толщиной 2-3 см. Причем моторчик шумел на "малых" и на корпусе не осталось ни одной царапины.
Вот и все на этот год. На следующее лето уже есть планы: сделать ДУ, ветровое стекло и…. Но не будем забегать вперед. До встречи на воде!