четверг, 26 мая 2011 г.

Самодельный транец.


Задуманный транец необходимо проектировать под конкретный мотор, к выбору которого необходимо отнестись очень ответственно. Нам нужен был неприхотливый и надежный агрегат, обладающий малым весом, который способен неспешно толкать спарку из двух лодок общим весом (включая экспедиционное снаряжение, вес экипажа и бензина) до 600 кг. Из практики мне было известно, что даже 2-сильные моторчики с объемом 50 «кубиков» могут справиться с такой работой, но при этом их ресурс значительно сокращается, так как в реальных условиях иногда приходится использовать их на предельных режимах работы. Несколько больший объем у 3-3,5-сильных моделей - из них мы и выбрали самый легкий (13,5 кг) и неприхотливый мотор.
У нашего Johnson-3,5 есть два неоспоримых плюса: это «всеядность», то есть неприхотливость к топливу (октановое число от 69 до 95) и пластмассовый винт, который не деформируется и не ломается при ударах о камни, а кроме того, как оказалось, оберегает шпонки. Низкооктановый бензин можно в случае необходимости добыть в любом поселке, причем не имеет значения, что о бензине говорит продавец. Пусть он утверждает, что в розлив идет 92-й и просит за него соответствующую плату. На деле это наверняка будет 76-й или 80-й, на котором Johnson пойдет немного медленнее, но все же пойдет, в отличие от других импортных моторов, для которых такой бензин непригоден. Единственное «но» в этих вынужденных заправках - это фирменное масло, которое необходимо на всякий случай возить с собой.
Учитывая конкретные условия предстоящей эксплуатации, для мотора я изготовил длинный съемный, слегка изогнутый румпель, который снабдил регулятором оборотов и кнопкой «стоп». Так же съемной трубкой удлинил рычажок переключения «ход - нейтраль», а отвод охлаждающей воды для лучшего контроля вывел на другую сторону мотора. Оставалось устранить немалое количество огрехов в китайской сборке мотора, а также спроектировать и изготовить легкий, разборный и прочный съемный транец, который вы можете увидеть на фотографиях и рисунке.
Самодельный транец
Самодельный транец для экспедиционной лодки:
1 - бортовые дуги, охватывающие корму;
2 - винт М6 с гайкой, соединяющий дуги внутри лодки;
3 - металлический стержень М6 с "барашком", обеспечивает крепление к
резиновым шайбам. Является основным фиксатором транца на лодке;
4 - "П"-образная трубка, вырезанная из рыболовного стульчика, соединяющая дуги снаружи лодки;
5 - болты М6 с гайками в месте соединения трубок;
6 - болты М6 с гайками, соединяющие транец с упором;
7 - упор, соединяющий транец с бортовыми дугами через захват;
8 - транцевая плита с крепежом к "П"-образной трубке;
9 - трубчатые вставки, обеспечивающие захват труб различного диаметра;
10 - капроновый ремень, позволяющий равномерно распределять нагрузку на корму;
11 - захваты из легкого металла.

Разъемный захват

На рисунке для большей ясности разъемные элементы окрашены в разные цвета, хотя на самом деле весь транец выкрашен в красный цвет. Дуги, охватывающие борта и огибающие корму лодки, изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 22 мм (старые кронштейны для гардин). Такие же изогнутые через толстую металлическую трубу трубки использованы и для нижнего упора транцевой плиты, а также в качестве некоторых переходников. Дело в том, что разъемные захваты, с помощью которых транец собирается в единое целое, имеют внутренний диаметр 24 мм, то есть под них пришлось крепить прокладки из разрезанных вдоль отрезков трубки диаметром 22 мм.
Согнуть трубку под прямым углом в домашних условиях невозможно, поэтому для изготовления П-образных креплений нижней части дуг и транцевой плиты я пожертвовал алюминиевым складным рыболовным стульчиком (трубка диаметром 18 мм). Деталь меньшего размера входит в дуги снизу и фиксируется через болт и гайку, а большего размера - одной стороной через трубчатые переходники крепится к захватам, а другой стороной через два болта с гайками к фанерной транцевой плите.
Помня, что лодка у меня не новая, я добавил к конструкции съемный капроновый ремень, который частично устраняет прогиб бортов под конструкцией, распределяя приложенную от мотора нагрузку более равномерно по площади кормы.

Крепеж транца к лодке

Основное крепление транца к лодке осуществляется металлическим стержнем, который последовательно проходит через первую дополнительную резиновую шайбу, приклеенную к лодке, затем - бортовую дугу транца, штатную шайбу лодки, вновь через дугу и вторую дополнительную шайбу. В процессе этого «нанизывания» на стержень, под уши резиновых шайб надеваются полиэтиленовые трубочки, предохраняющие отверстия в резине от перегрузки и истирания. Стержень от смещения фиксируется небольшим «барашком».
Дополнительный крепеж конструкции осуществляется растяжками из капронового шнура в защите из ПВХ (бельевой шнур), которые закрепляются на сидении и боковых леерах.
В данном случае не лишней будет следующая рекомендация - если вы последуете моему примеру и решите оснастить свою лодку подобным транцем, перед тем, как сверлить отверстия в бортовых дугах, подвесьте на транец мотор и сориентируйте всю конструкцию таким образом, чтобы «сапог» мотора входил в воду не вертикально, а под углом 15-20°, с небольшим наклоном от лодки.
Погружение мотора в воду не должно быть большим - достаточно, если антикавитационная плита будет находиться в воде, а ее «крыло» будет немного поднято над водой. В процессе работы мотор всегда стремится «залезть» под лодку, в результате дейдвуд вскоре принимает вертикальное положение, а антикавитационная плита находится на нужном заглублении - около 10 см под поверхностью воды.
Крепление транца к лодке
Крепление транца к лодке...

Крепление мотора к транцу
...а мотора к транцу.

Подобную конструкцию транца (вес 2,1 кг вместе с ремнем, стержнем и растяжками) я могу рекомендовать для установки не только на лодки ЛЭ-3М и «Батыр», но и на «Турист», а также на «Уфимку».
Учитывая небольшой диаметр бортов «Уфимки», материала для транца потребуется меньше, соответственно, конструкция получится легче. Кроме того, если вы не планируете перемещаться, как мы, в тяжелой экспедиционной спарке из двух лодок, я рекомендую ограничиться маленьким и легким 2-сильным мотором, тем более что лодки с «мягким» дном никогда не работают в глиссирующем режиме.
По материалам журнала
«Рыболов»
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...