Каркасная лодка (рис. 1) рассчитана на двух человек и груз 50-60 кг. Сложенная, она занимает объем 150 X 700 X 800 мм и свободно умещается в багажнике автомобиля или на спине туриста. Все дополнительное оборудование: трап, весла, банки — не длиннее 800 мм. На сборку и разборку лодки затрачивается не более пяти минут, гораздо меньше, чем у надувных резиновых лодок. У нее нет жестких продольных элементов, кроме несущих бортов. Профиль обтяжки создается набором скрепленных тесьмой планок, которые устанавливаются между каркасом и обшивкой.
Конструкцию отдельных узлов и их размеры можно изменить, исходя из возможностей, материалов и предполагаемого способа транспортировки.
Для каркаса используйте дюралюминиевые трубы с наружным диаметром 20 мм и внутренним 17 мм (от старой «раскладушки» или складного кресла). Чтобы при гибке они не образовали складок, изготовьте две деревянные пробки, наполните трубы сухим песком и затем сгибайте по шаблону. Соединительные кронштейны делают из стального листа толщиной 2 мм согласно чертежам, заглушки по немцам труб — из дюралюминия или любого другого алюминиевого сплава.
Носовые и кормовые трубы соединяют с помощью элементов, выточенных на токарном станке, и сваривают, как показано на чертеже. Перед сваркой вырежьте из листовой стали шаблон, который позволит выдержать необходимый угол. Все детали каркаса лодки соедините стальными заклепками диаметром 4 мм. Их можно подобрать готовыми.
Отверстия в трубах сверлите по месту в ходе сборки, что значительно упростит подгонку деталей. Одновременно приклепайте проушины уключин, которые состоят из основания и приваренной к нему точеной втулки. Как сделать самим уключины, ясно из чертежа.
После сборки каркаса лодки в местах стыков труб просверлите отверстия диаметром 8 мм для прохода фиксаторов. Они приклепываются непосредственно к самому чехлу лодки. Можно также кусочками тонкой цепочки прикрепить их к каркасу и при сборке соединить с чехлом.
Для трапа подойдут две доски или листы многослойной фанеры. Сиденье крепится проволочными петлями непосредственно к бортам лодки в наиболее удобном месте. Концы петель выгните по наружному радиусу трубы.
Из дерева или пластмассы изготовьте профилирующие планки и стальными заклепками прикрепите их к тесьме. Под головки заклепок с обеих сторон подложите шайбы толщиной 1 мм и наружным диаметром 10-12 мм. Шаг между заклепками равен ширине пластин. Расположить их надо так, чтобы концы одной секции входили в промежутки другой, как показано на чертеже.
По концам соединяющей планки тесьмы вшейте проволочные крючки, чтобы обеспечить натяжение при сборке лодки. Концы крючков, входящие внутрь тесьмы, перед вшиванием заварите, тогда получите жесткую замкнутую конструкцию.
Весла для лодки разборные. Как осуществляется их монтаж, видно из чертежа. Приемлемо и другое соединение частей весла — в виде сухарного замка или трубчатого элемента.
Из плотного брезента, палаточной ткани или другого водонепроницаемого материала изготовьте чехол. Раскроите его по собранному каркасу лодки. В носовые и кормовые «карманы» вставьте каркас (он в это время частично сложен). Когда планки плотно войдут в «карманы», каркас распрямите полностью. Последовательно вставьте фиксаторы и разгладьте ткань чехла.
После окончательной сборки и подгонки лодку разберите и все детали дважды покрасьте масляной краской.
В. КОМЗОЛОВ
Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №2
Конструкцию отдельных узлов и их размеры можно изменить, исходя из возможностей, материалов и предполагаемого способа транспортировки.
Для каркаса используйте дюралюминиевые трубы с наружным диаметром 20 мм и внутренним 17 мм (от старой «раскладушки» или складного кресла). Чтобы при гибке они не образовали складок, изготовьте две деревянные пробки, наполните трубы сухим песком и затем сгибайте по шаблону. Соединительные кронштейны делают из стального листа толщиной 2 мм согласно чертежам, заглушки по немцам труб — из дюралюминия или любого другого алюминиевого сплава.
Носовые и кормовые трубы соединяют с помощью элементов, выточенных на токарном станке, и сваривают, как показано на чертеже. Перед сваркой вырежьте из листовой стали шаблон, который позволит выдержать необходимый угол. Все детали каркаса лодки соедините стальными заклепками диаметром 4 мм. Их можно подобрать готовыми.
Отверстия в трубах сверлите по месту в ходе сборки, что значительно упростит подгонку деталей. Одновременно приклепайте проушины уключин, которые состоят из основания и приваренной к нему точеной втулки. Как сделать самим уключины, ясно из чертежа.
После сборки каркаса лодки в местах стыков труб просверлите отверстия диаметром 8 мм для прохода фиксаторов. Они приклепываются непосредственно к самому чехлу лодки. Можно также кусочками тонкой цепочки прикрепить их к каркасу и при сборке соединить с чехлом.
Для трапа подойдут две доски или листы многослойной фанеры. Сиденье крепится проволочными петлями непосредственно к бортам лодки в наиболее удобном месте. Концы петель выгните по наружному радиусу трубы.
Из дерева или пластмассы изготовьте профилирующие планки и стальными заклепками прикрепите их к тесьме. Под головки заклепок с обеих сторон подложите шайбы толщиной 1 мм и наружным диаметром 10-12 мм. Шаг между заклепками равен ширине пластин. Расположить их надо так, чтобы концы одной секции входили в промежутки другой, как показано на чертеже.
По концам соединяющей планки тесьмы вшейте проволочные крючки, чтобы обеспечить натяжение при сборке лодки. Концы крючков, входящие внутрь тесьмы, перед вшиванием заварите, тогда получите жесткую замкнутую конструкцию.
Весла для лодки разборные. Как осуществляется их монтаж, видно из чертежа. Приемлемо и другое соединение частей весла — в виде сухарного замка или трубчатого элемента.
Из плотного брезента, палаточной ткани или другого водонепроницаемого материала изготовьте чехол. Раскроите его по собранному каркасу лодки. В носовые и кормовые «карманы» вставьте каркас (он в это время частично сложен). Когда планки плотно войдут в «карманы», каркас распрямите полностью. Последовательно вставьте фиксаторы и разгладьте ткань чехла.
После окончательной сборки и подгонки лодку разберите и все детали дважды покрасьте масляной краской.
В. КОМЗОЛОВ
Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №2