Идея эта возникла несколько лет назад на берегу Чудского озера, куда мы приехали на «Яве». Безмерно завидуя рыбакам, вышедшим в озеро на своих лодках, и отчаявшись найти хотя бы какое-либо подобие челнока или плота, мы упаковали бесполезные удочки и укатили к берегам, более доступным для «сухопутных» рыбаков. Размышляя о лодке, которую можно было бы транспортировать на мотоцикле, мы и пришли к мысли превратить ее в люльку-коляску, чтобы можно было использовать лодку для перевозки на мотоцикле груза и пассажира.
Была использована рама коляски для мотоцикла «Урал» — тяжеловатая, но зато — широкая. Гидравлический амортизатор от «Явы» перенесли наружу, под крыло. Простое, надежное и, как в дальнейшем оказалось, технически новое решение установки лодки на стандартное шасси мотоцикла было зарегистрировано как изобретение (авт. св. № 522989; «Бюллетень» № 28, 1976 г.). Эксплуатация нашей первой одноместной лодки-коляски в течение четырех летних сезонов в суровых условиях езды по сельским дорогам полностью подтвердила правильность этого технического решения.
Основные данные мотолодки-коляски:
Длина лодки, м 3
Ширина по транцу на днище/по палубе, м:
основной секции 0,7/0,7
кормовой секции 1,0/1,0
Высота борта, м 0,4
Грузоподъемность, кг 250
Общий вид мотолодки – коляски мотоцикла
1 — носовая секция; 2 — кормовая секция; 3 — киль; 4 — шпангоуты; 5 — скуловой стрингер; 6 — транец; 7 — обушок с отверстием; 8 — обшивка; 9 — весло; 10 — резиновая прокладка между транцем носовой секции и носовым шпангоутом 11 кормовой секции; 12, 13 — пять болтов с гайками-барашками для соединения секций; 14 — подвесной мотор; 16 — Г-образные направляющие кормовой секции, входящие в направляющие 15 носовой секции; 17, 20 — штатная рама прицепа; 18 — трубы надрамника; 19 — «клеммное» присоединение надрамника к раме; 21 — кницы с отверстиями для крепления лодки через отверстие в обушке 7, помещаемом между ними; 22 — кормовые опоры надрамника; 23 — кормовой упор-ограничитель.Устройство для установки лодки-коляски на штатную раму мотоцикла
Жесткий надрамник (V-образный в плане) изготовлен из двух стальных труб, облицованных резиной, причем эти трубы расположены и изогнуты таким образом, что копируют продольный профиль днища лодки. Благодаря этому во время транспортировки груза и пассажира на мотоцикле нагрузка распределяется равномерно на все шпангоуты ее корпуса, т. е. создаются условия, подобные имеющимся при плавании на воде. Надрамник постоянно закреплен на поперечинах рамы коляски, а устанавливаемая на него люлька-лодка крепится к кормовому упору 23 тремя гайками-«барашками» (болты заделаны в транец) и сквозным пальцем (через отверстие в носовом обушке) к носовой опоре 19. Лодка снабжена ветровым стеклом и мягким сиденьем, используемым как на суше, так и на воде.
Наша одноместная фанерная лодка-коляска оказалась шире, вместительнее и намного легче стандартных колясок, не мешала управлению мотоциклом и эстетически выглядела вполне прилично. Начальник технического отдела Ленинградской ГАИ положительно оценил конструкцию и дал «добро» на ее эксплуатацию.
И как плавсредство она себя полностью оправдала; плохо было только то, что приходилось ловить рыбу поочередно: ведь место в лодке только одно! Тогда мы сделали новую лодку — двухместную и под мотор. Корпус, поскольку длина его строго ограничена, пришлось выполнить разборным из двух секций. Кормовая секция при езде на мотоцикле служит сдвижной крышкой над люлькой — устанавливается днищем вверх и транцем назад; спереди кабина закрыта легкосъемным ветровым щитком — козырьком из оргстекла. Нужно всего 10 минут, чтобы снять обе секции с мотоцикла, собрать лодку, готовую принять двух человек и груз до 50 кг, и установить на ее транце мотор «Салют».
Длина основной носовой секции — 2 м, а «приставной» кормовой секции вдвое меньше — 1 м. Конструкция лодки — традиционна: шпангоуты и стрингеры нарезаны из сосновых реек; набор обшит 4-миллиметровой фанерой, после чего днище оклеено двумя слоями стеклоткани, а борта и транцы — одним слоем. Непотопляемость лодки обеспечивается тремя мягкими герметичными емкостями, а также внутренней облицовкой бортов из пенопласта. Между секциями установлена прокладка из резины.
На палубах вдоль бортов секции укреплены Г-образные направляющие — полками в разные стороны и с таким расчетом, чтобы перевернутая кормовая секция, подобно крышке пенала, вдвигалась в направляющие основной носовой секции. При посадке пассажира крышка сдвигается в корму, а затем задвигается до упора резиновой прокладкой в ветровой щиток — козырек, закрепленный в носовой части кокпита. Обеспечивается полная защита пассажира от ветра и дождя.
Моторка полностью оправдала возлагаемые на нее надежды. Несмотря на небольшие размеры, она весьма остойчива и довольно удобна. Мы выходили на ней в озеро даже при волне высотой около полуметра; скорость под 2-сильным моторчиком вполне достаточна — около 8 км/ч с полной нагрузкой.
При движении по суше наша мотолодка-коляска имеет большую грузовместимость, чем стандартная коляска; позволяет, несмотря на значительную ширину верхней секции, перевозить пассажира и позади водителя; не ухудшает условий управления мотоциклом и соответствует нормам и требованиям ГАИ. Колея мотоцикла с лодкой-коляской — 1,15 м. Конечно, хорошо бы улучшить амортизацию (сейчас амортизируется только колесо коляски); замена гидравлического амортизатора торсионным позволила бы увеличить ширину лодки с 700 до 800 мм и т. д. Эти усовершенствования весьма просто было бы учесть при промышленном производстве лодки-коляски.
В. П. Овчинников, И. М. Буданицкий, «Катера и яхты», 1978, №01(071).