пятница, 5 августа 2011 г.

Самодельная надувная лодка. Чертежи, постройка, выкройки.


Описываемая надувная мотолодка («ЛН-ЗМ») является модификацией пятиместной лодки «ЛМН-5». Основное отличие ее от ранее выпускаемых состоит в том, что она
рассчитана на движение под маломощным подвесным мотором (5—8 л. с).
Нормальная вместимость лодки три человека. Для движения на веслах лодка снабжена парой уключин, приклеенных к камерам.

При ходе под мотором весла вставляются в специальные гнезда, благодаря чему корпус становится жестче и лучше воспринимает упор гребного винта, который стремится изогнуть лодку. Лодка состоит из следующих основных частей: подковообразной надувной камеры (круглого сечения) с приподнятым носом, полотнища днища, транцевой доски и вклеенной цилиндрической поперечной банки, сообщающейся с основной камерой.



Камера разделена двумя коническими перегородками на две части — правую и левую, и наполняется воздухом через две резиновые трубки с пробками. Давление воздуха в камерах невелико — около 0,15 ати, поэтому надувать их лучше всего ручным мехом, дающим большее количество воздуха в минуту, чем поршневой насос.
На бортах закреплены леера для переноски лодки, за которые при необходимости могут держаться плавающие в воде люди. В носовой части к днищу крепится надувной круг, служащий сиденьем.
Лодка изготовляется из прорезиненной ткани № 566 ЛГИ (два слоя миткаля, склеенных вместе и покрытых снаружи резиновой смесью). Можно применить и другие ткани с двусторонним покрытием, которые обладают воздухонепроницаемостью и хорошо склеиваются. На всю лодку пойдет примерно 15—20 м2 ткани.
Прорезиненную ткань можно приобрести на базах «Снабсбыта» или, в самом крайнем случае, изготовить самому.
При самостоятельном изготовлении прорезиненной ткани поступают следующим образом. Кусок чистой ткани (миткаль, бязь, перкаль, сатин, капрон или др.) промазывают с одной стороны кистью сначала жидким резиновым клеем (обычный товарный клей, разведенный авиационным бензином до концентрации очень жидкой сметаны) в два-три слоя, а затем в два-три слоя — клеем нормальной концентрации. Такую же операцию проделывают и с обратной стороной ткани. Каждый последующий слой клея следует наносить только после полного просыхания предыдущего. Наружный слой ткани можно окрасить, добавляя в жидкий резиновый клей алюминиевую пудру или любой из пигментов и нанося эту смесь на поверхность прорезиненной ткани или уже склеенной лодки. Для устранения прилипания готовую лодку следует слегка припудрить тальком.
Все соединения выполняются клеем СВ-1, либо другим резиновым клеем, имеющимся в продаже. При склеивании следует строго выполнять целый ряд требований. Соединяемые поверхности прорезиненной ткани протирают матерчатым тампоном, смоченным в бензине-растворителе или в авиационном бензине. После испарения бензина на подготовленные поверхности кисточкой или пальцем наносят первый слой клея, а затем, после полного его высыхания, второй и третий слои. После высыхания третьего слоя (тыльная сторона руки не должна прилипать при соприкосновении с поверхностью) склеиваемые поверхности соединяют и тщательно прокатывают цилиндрическим роликом, бутылкой или скалкой для удаления пузырьков воздуха и получения плотного контакта. В том случае, если прочность клеевого шва все-таки вызывает сомнения, рекомендуется дополнительно прошить его в две строчки на швейной машине и заклеить с обеих сторон прорезиненной лентой после двукратного намазывания клеем ленты и шва.
Нельзя применять клей БФ ввиду его хрупкости и клей № 88 — из-за низкой водостойкости.
Начинать изготовление лодки нужно с раскроя всех деталей, причем на каждой выкройке следует наметить места приклейки соседних деталей. Сначала склеивают по поперечным швам детали 2, 3, 4 и 5 левого борта и 7, 3, 4 и 6 правого борта. Затем полученные полотнища сворачивают и проклеивают по продольным швам, после чего оба борта соединяют между собой по центральному носовому шву и вклеивают конусы дет. 1. Все швы дополнительно проклеивают лентами из более тонкой прорезиненной ткани № 564 (можно использовать ткань, применяемую для изготовления основных деталей). Перед склеиванием центрального носового шва в камеру надо вклеить перегородку, поставить трубки для наполнения воздухом и усиливающие шайбы.
Банку приклеивают по разметке на бортах. Затем, наполнив камеру воздухом, по разметке на бортах приклеивают днище. Удобно приклеивать днище по частям, прижимая его все время грузиками.
Транцевая доска крепится к бортам при помощи приклеенных к ней шайб; соединение дополнительно прошивается льняным канатиком. После заделки доски на бортах к ней приклеивается конец туго натянутого днища»
На все места, соприкасающиеся с металлическими деталями подвесного мотора, необходимо наклеить накладки из резины толщиной 2—3 мм или из основной ткани в несколько слоев.
Уключины можно вырезать из толстой фанеры, резины, боковины автопокрышки и т. п., после чего надо обклеить заготовку прорезиненной тканью. Желательно изготовить складные фанерные пайолы, которые плотно входили бы в угол между камерами и днищем. Кромки пайолов надо скруглить и сгладить рашпилем, а еще лучше — оклеить лентами из прорезиненной ткани.
Снабжение лодки состоит из пары весел длиной по 2 м (желательно складной конструкции с телескопическим веретеном), круга-сиденья, губки для удаления воды, фалиня длиной 4 м.

При эксплуатации лодки с мотором необходимо следить за тем, чтобы бензин и масло не попадали на поверхность прорезиненной ткани, так как они разъедают ее. При ходе под мотором обязательно укладывайте весла на борта и заправляйте в петли, так как в противном случае лодка может «переломится»; в особенности эта опасность велика при малом давлении наполняющего борта воздуха. Внимательно следите за центровкой лодки.
Будьте внимательны и осторожны, так как на большой скорости увеличивается опасность повреждения лодки при наезде на различные мелкие препятствия и плавающие предметы.
В.М. Прокофьев, И.Л. Пушкина
Журнал КиЯ №14 1968г
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...