пятница, 16 сентября 2011 г.

Постройка "Антикризисной" мотолодки (марийский вариант).




Марат Вафин, г. Йошкар-Ола.

  Описание строительства АКЛ.
   Здравствуйте!
  Меня зовут Вафин Марат Радиславович, 35 лет, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.
  Род занятий: строительство.
  Хобби: поделки из дерева и не только, рыбная ловля.
  Судно: гребная ПВХ, а теперь и АКЛ.
  До знакомства с форумом мои знания о мотолодках сводились к тому что существует некая группа счастливчиков, обладающих моторными лодками, что они какие то особенные, что это накладно, что это лишняя головная боль и требует много времени и т.д. и т.п. И уж тем более мне не было ничего известно о возможности самостоятельной постройки лодок.
  Я давно увлекаюсь рыбной ловлей, тем более теща живет на Волге и там меня пару раз брали на сомовью рыбалку. Короче, осенью 2010 года до меня дошло, что от владения мотолодкой меня отделяет невидимый барьер, который я сам же себе и нарисовал. Барьер был преодолен и было принято решение к навигации 2011 года заиметь собственную моторную лодку.
  Изначально предполагалось просто приобрести либо б/у либо новую лодку. Начал поиски в Интернете. И наткнулся на статьи по самостоятельной постройке. С этого момента это дело вышло на первый план. Ни о чем больше думать не хотелось, а только строить. Это было в начале декабря 2010. Чуть-чуть разобрался в Карене, начертил лодку, которая, по-моему мнению, должна была удовлетворить моим требованиям. Распечатал выкройки в натуральную величину. Посадил жену вырезать выкройки, что она и сделала.
  Вообще, жена у меня золото. Всегда поддерживает во всех начинаниях, даже если они заведомо пахнут авантюрой. Ей хочется сказать огромное спасибо за поддержку, понимание и огромное терпение! Спасибо тебе, Юля!
  Закупил фанеру ФСФ 4 мм и 6мм (качество дрянь конечно, но меня это нисколько не смущало), стеклоткань ЭЗ-200, через знакомых завез с Дзержинска ЭД-20 и ПЭПА 10кг. Начитавшись страницу Сергея Баркалова, заготовил 50 кг(!!!)мешок известковой муки, 2 кг талька и начал опыты со смолой (мазал галтели на кусках фанеры)… Вопросов стало так много, что было принято решение начинать строить, пока эти вопросы не отбили всю охоту.
  Было несколько вариантов с помещениями для постройки, но я остановился на своей даче (10 км от города, возможность создания стабильных +20 градусов). Готовую лодку можно было вытащить через дверь частично разобрав веранду.
  Вобщем, недолго думая, застыковал фанеру с проклейкой с обеих сторон стеклотканью как на страничке Баркалова. (Фото1). Стыковал прямо на полу (фанерный пол) подложив полоску полиэтилена, потом ткань (один слой), фанера, ткань (один слой), полоска полиэтилена, брусок и груз. Предварительно рулон ткани отжег на улице паяльной лампой, частично пережег в самом начале пока нашел оптимальную скорость отжига. Ленты нарезал под 45 градусов.
  Через 1 или 2 дня снял груз и саморезы, и попробовал отодрать ткань от основы. Она отдиралась!!! Настроение пошло вниз. Пошел к соседу, он мастер спорта по авиамоделизму, технарь насквозь, и производит очень серьезные вещи (какие-то газовые хронометры и т.д.) и, несмотря на отсутствие у него времени, буквально притащил его к себе на совет. Он сказал, что за много лет работы со смолой видел всякое, и ничего страшного он не видит. Он обьяснил весь процесс(!!) производства стеклоткани, что она не работает на отрыв, а работает на сдвиг, что у них были случаи расслоения самодельных винтов и для примера привел кусок текстолита, который расслаивается именно между слоями ткани. Короче, успокоил. Напоследок пообещал познакомить со своим другом, который самостоятельно построил не одно судно, в том числе и действующую поныне яхту. (Обещание сдержал). Пожелал мне перешагнуть сомнения и строить дальше, что я и сделал. Настроение опять пошло вверх.
  В это время на форуме я прочитал про АКЛ, начитался про разные там ТТХ, килеватость , мореходность и т.д. и т.п. И тут меня озарило. Я вдруг понял, что я собираюсь построить непроверенную лодку! Думал все новогодние праздники. В конце концов решил не искать приключений (и так хватает), и хотя бы этот проект в своей жизни воплотить по уже протоптанной дорожке, тем более И.Г. нагляднейшим образом шаг за шагом показывает что и зачем следует делать. Что еще надо?! И самый для меня важный момент: следовать по проторенной дорожке в моем случае означало огромную экономию времени и возможность получить лодку до рождения малыша и сезону открытой воды, и освободить помещение для летнего отдыха семьи.
  В общем, я круто поменял курс и принял решение строить АКЛ 3,8. Более того, я все таки решил переделать стыковку фанеры и применил метод заусовки. (фото 2-6).
  Сделал разметку (Фото 7-9).
  Выпилил сначала борта ножовкой (фанера 4мм), затем днище лобзиком (фанера 6мм) (фото 10-12). На фото 12 виден припуск на днищевых листах 30мм.
  Выпилил транец (фото 13) из фанеры ФСФ 10 мм.
  На полу нарисовал шпангоуты и начал их собирать. Использовал имевшиеся сосновые рейки сечением 15х35. В душе понимал что маловато, но уж больно не хотелось выходить на мороз и пилить новые (д/о станок и материал всегда в наличии, люблю это дело). (Фото 14). Параллельно сделал импровизированный кильблок, прикрутив саморезами 2 рейки к торцу скамейки (фото 15).
  Начал соединять днищевые листы по методу И.Г. (Фото 16-18). Видны скобы из полос оцинковки и щели между листами (щели вылезут боком).
  Нарезал стеклоткань и начал проклеивать стык днищевых листов в два слоя (фото 19-20). Столкнулся с тем что смола без наполнителя начала уходить в щель. Пришлось ждать что б маленько встала, мазать снова и т.д. Без соответствующего опыта работа постепенно превращалась в мучение и начинала казаться бесполезной, появлялись ненужные мысли и т.д. т.п. Спасли положение ранее прочитанные на форуме рассказы самодельщиков о подобных ситуациях, и большое желание довести до конца начатое дело. На следующий день под стеклотканью обнаружил пустоты, но решил не зацикливаться, рассудив что в случае чего смогу сошлифовать и приклеить снова. Просто продолжил работу.
  Приезжала жена с прокурорской проверкой и запечатлела меня за работой(фото 21).
  В один прекрасный момент выясняется, что изготовленные мной ранее шпангоуты не имеют достаточной прочности в местах приклейки книц. Причин несколько. Во-первых, рейки были старые и очень хорошо просохшие (как камень) и почти не впитывали смолу. Во-вторых, я разводил смолу, и, чтобы смола была менее текучей, добавлял известковую муку, и предварительно НЕ прогрунтовав смолой приклеиваемые поверхности, просто намазывал эту «сметану» на них и сжимал. Древесина надлежащим образом не пропиталась. Короче, я разломал ранее склеенные шпангоуты. На душе дело обстояло также. Стиснув зубы, пошел пилить новые рейки и снова начал собирать шпангоуты уже «правильного» сечения 17х44 и из правильного материала.(Фото 22-23).

  Начал установку шпангоутов. Прикладывал, отмечал карандашом где надо снять и пристрагивал. Окончательно крепил к днищу на саморезах и смоле. Саморезы использовал нержавеющие. Привез аж из Праги (как раз был в Европе), не удержался перед обилием в их супермаркетах…. Этот процесс оставил осадок, т.к. подогнать тютелька в тютельку шпангоуты по месту у меня не совсем получалось, при притягивании саморезами образовывались ненужные напряжения… Появились мысли о стапеле в случае строительства следующих лодок… (Фото 24-26).
  Дело дошло до пришивки бортов. (Фото 27). После определенных мучений по подгонке стыка днища и бортов плюнул и поставил медные скрепки (фото 28).
  Фото 29 показывает как я пытался придать корпусу более плавные изгибы в местах притяжки днища и бортов к шпангоутам и устранить крутые изломы. Отчасти это удалось. После установки скрепок щели между днищем и бортами исчезли.
  Установил транец на клей и саморезы (фото 30).
  Готовлю сосновые и дубовые рейки на обделки и привальный брус (фото 31).
  Фото 32 – бесконечные эксперименты по приклейке стеклоткани…. С различными наполнителями, без наполнителей, с отжигом и без него и еще черт знает какие вариации… Как раз друг-судостроитель соседа дал стеклоткань, плотную, толщиной где-то 1мм. Все хорошо, но один минус – из-за толщины имеет большую чем ЭЗ-200 упругость… Короче, это тоже вышло боком, но позже...
  Фото 33 – нарастил высоту реек для установки подпалубного набора.
  Фото 34 - вот важный для меня момент. Чтобы придать носу лодки округлость и плавные линии в местах стыковки днищевых листов и бортов в месте установки палубы были изготовлены два симметричных шаблона из сосновой доски. Это здорово облегчило работу.
  После их установки приступил к приклейке первой партии привальных брусьев (точнее реек). По две штуки с каждой стороны по 6 мм толщиной и 30 мм шириной, причем в носу пришлось еще и вдоль распилить (фото 35-37). Ни одна не сломалась(шаблон!).
  После установки привальника стало видно где необходимо нарастить борта. Что и было сделано из кусков фанеры 4мм без лишних раздумий и обсуждений. Также проклеил стеклом в два слоя (50мм и 80мм) стыки днища и бортов. Причем в то время у меня уже появился аэросил. Спасибо Диме (ник на форуме - Диман), он дал и показал где купить. Не думал я что в нашей небольшой Йошкар-Оле продается аэросил. Сначала пробовал уложить галтель, но мне не понравилось. Дальше делал так: намазывал тонким слоем чистой смолы стыки, затем с добавлением небольшого количества аэросила намазывал более толстый слой и укладывал стеклоткань слой за слоем после пропитки предыдущего. Простукивал кистью и пальцами. Результат мне понравился. (фото 38-39).
  Установка подпалубного набора – фото 40.
  Вырезал и установил переборку (фото 41).
  Выпилил палубу, спилил вровень с бортами шпангоуты и примерил к ним поперечное бруски для последующего крепления внутреннего привального бруса и планширя. Все это прикрепил саморезами насухо (фото 42).
  Фото 43-44 – насухо подогнал детали рецесса. Его размеры подгонял под будущий бак.
  Установил внутренний привальный брус, промежуточные флоры. Подогнал их по высоте, выпилил и положил пол, примерил планшири. Все пока насухо. (фото 45-46).
  Установил внутренний привальный брус, промежуточные флоры. Подогнал их по высоте, выпилил и положил пол, примерил планшири. Все пока насухо. (фото 45-46).
  Фото 47-48 приклеил тонкие рейки, т.к. сострогал лишнего и снова прострогал.
  Примерил расположение рулевого управления и установил руль, изготовил хомуты и скобы на ролики из толстой оцинковки, промыл ролики, смазал (фото 49-50).
  Вклеил усиление переборки и руля, вклеил усиление под места установки рулевых роликов под штуртрос, вклеил закладные под места установки кормовых и носовых уток и рыма (фото 51-55).
  Вырезал, подогнал и вклеил в подпалубный набор пенополистирол 50мм (высота набора), приклеил палубу, сострогал лишнее (фото 56-58). Вид мне понравился. Лодка стала приобретать жесткость и определенную массивность.
  Фото 59-68 – работы по окончательному оформлению рецесса и планширей. Думаю все ясно. Будут вопросы – отвечу. Из того что не видно: под днищем рецесса также вклеен пенополистирол. Чуть не забыл: пришлось сошлифовывать стеклоткань, которой была оклеена кормовая шпация и транец. Причина – толстая стеклоткань, которая местами отошла в процессе застывания смолы и там образовались пустоты. После долгих душевных мук я просто смахнул ее шлифмашинкой и положил новую.
  Фото 69 – собираясь на Камское Устье за судаком изготовил из обрезков пенополистирола куб со стороной примерно 30 см с широкой резинкой. Назначение – сидеть на рыбалке, встал, перешел на другое место – он просто висит на поясе. Рядом – удочка из дуба, суть – очень легкая, все поклевки передаются в руку, глаза «свободны». И сидушка и удочка зарекомендовали себя отлично. Ну ладно, отвлекся.

  Фото 70-71 – фактически готовая к оклейке лодка.
  Фото 72-73 – по периметру кокпита и полового настила пустил дубовую отбортовку. Назначение - не портить случайными ударами кромку фанеры и сдерживать мелкие брызги, на полу плюс еще что б рыбья слизь и мелкие предметы не попадали под пол.
  Фото 74-76 – обклеил стеклотканью палубу, планшири и рецесс, срезал заподлицо после высыхания смолы и приклеил два слоя дубового привального бруса (2х6ммх30мм) с нахлестом на ткань. В итоге привальник получился 4-х слойный, мощный и защищающий торец фанеры и стеклоткани.
  Фото 77 – перевернул лодку, срезал заподлицо скрепки (удалять не стал, не вижу смысла), острые кромки скруглил, все зашлифовал и проклеил стеклолентой транец, киль, и скулы в два слоя. Короче, подготовил под оклейку корпус.
  Фото 78-79 – оклеил корпус в один слой от кормы к носу с нахлестом 40мм. Нахлест на транец составил 100мм, сам транец оклеивать не стал, не знаю почему. Оклейка заняла 6-7 часов, работал один. Смолы ушло примерно 2-х литровая банка, а не 5-10 кг как я почему -то ожидал. Вообще купленной смолы (10 кг) хватило на все. Кстати, изнутри лодка также огрунтована смолой.
  Фото 80-83 – изготовление и установка скуловых брызгоотбойников и реданов. После долгих размышлений хотел изготовить все это из дуба, даже материал начал готовить, но…. Мне стало грустно, как я все это гнуть буду?! Дуб оказался настолько твердым и негнущимся… А связывать с распариванием и терять время, когда счет уже пошел на дни очень мне не хотелось… Вдруг сел, задумался, затем посоветовался по телефону со старым самостройщиком (друг соседа, мужик сурьезный, имел возможность убедиться) и принял решение все сделать из сосны. Сказано-сделано. Звоню товарищу на пилораму и прошу отложить мне одну мебельную сосновую доску, причем обязательно сырую(!) и без сучков. Привез на дачу, распустил на циркулярке (срузу под конус) и прикрутил прямо на место. Гнулось все исключительно. Включил отопление на полную мощность и со спокойной совестью уехал на рыбалку. Видимо накопилась какая-то усталость, скорее даже не физическая, а моральная. Требовалась передышка перед штурмом. Насчет замены дуба на сосну – решать вам, правильно я поступил или нет. Я считаю что да.
  Через неделю все высохло и приняло форму. Открутил, убрал рубаночком шероховатости, и приклеил. После высыхания выкрутил саморезы, отверстия заполнил смолой с аэросилом (шприцом), все огрунтавал смолой.
  Длину и расположение реданов и брызгоотбойников выбирал методом «нравиться-не нравиться» без всякого научного обоснования, а то муторно все это. Эксплуатация покажет, да и надо же что-то потом совершенствовать.
  Фото 84-91 – собственно окраска. Красил обычной ПФ-115 без всякого шпатлевания, где кистью, где валиком в два слоя. Лодка будет рабочая, царапины неизбежны. Даже когда с братом выносили из домика, успели поцарапать и прям на улице эти места подмазал. В общем, очень высокая ремонтопригодность, считаю это важно. Результат мне понравился, с десятка метров уже не различить, шпатлевалось или нет. Установил ручки в носу и корме, прикрутил колеса и рым. Кстати, ручки аллюминевые из шинки, просто согнул и все, надежно. Погрузили лодку с братом на прицеп и увезли в гараж. По приходу мотора осталось установить рулевое и дистанцию, утки и уключины. Весла планирую использовать от ПВХ разборные.
  Вот собственно и все пока.
  
  P.S. Хочу сказать огромное спасибо всем форумчанам за советы и особенно Ивану Георгиевичу Гусакову. Благодаря Вам я открыл для себя совершенно особенный мир, отвлекся от ежедневной рутины российского бизнеса. В мастерской забываешь все, остается только запах стружки и желание радоваться результатам. Хоть я еще и не плавал, но уже ожидаю море положительных ощущений. Спасибо!
  Кто сомневается строить - не строить, получится или не получится позволю совет: сделайте один малюсенький шаг вперед. Любой! Потом еще и еще. Это похоже на езду ночью – фары освещают только несколько десятков метров, но если не останавливаться, рано или поздно Вы будете у цели. Скорость не имеет значения, главное – ехать.
  Удачи всем!!!


Источник
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...