Всем здравствуйте.
Январские выходные длинные, на улице приличный мороз, решил всё таки оформить статью о постройке одной из своих мотолодок. Итак ;)
За сезон до начала постройки мною был приобретён новым мотор Honda 50. Двигатель изначально выбирал с учётом будущего проекта. За сезон эксплуатации на советской мотолодке, мотор подтвердил репутацию экономичного для своей мощности мотора. Работает тихо, потребляет немного, хлопот с обслуживанием не доставляет, заводится без проблем даже на морозе, что ещё нужно рыбаку который использует любую возможность провести время на водоёме.
С размером предмета постройки то же сомнений не возникало, это должна была быть лодка максимального размера влезающая в стандартный 6-ти метровый гараж вместе с прицепом, т.е. общая максимальная длинна лодки должна быть в пределах 4,7-4,9 м.
Лодка планировалась для достаточно продолжительных переходов по Онего, основное предназначение рыбалка, вид рыбалки троллинг.
Т.е. техническое задание которое я поставил перед собой звучит примерно так: достаточно мореходная лодка длинной 4,7-4,9 метра, с неплохой остойчивостью, способная передвигаться в режиме глиссирования под мотором мощностью 50 л.с. с загрузкой три рыбака, сто литров топлива, походное снаряжение, троллинговое оборудование, докатка, электромотор, два-три аккумулятора ёмкостью по 75 ам.ч каждыйи прочее имущество необходимое на водоёме. Задача непростая, но вполне осуществимая.
Пересмотрев в очередной раз проекты имеющиеся в свободном доступе в сети и специализированных журналах, окончательно убедился в отсутствии готового проекта под мои задачи. К тому же в течении 2008 г. я ознакомился с работой программы Freeship, которую абсолютно бесплатно можно скачать с сайта http://freeship-plus.land.ru/ и использовать в любительских целях для проектирования судов.
За год знакомства с программой я достаточно неплохо научился рисовать и в общей сложности прорисовал порядка 30-40 различных по обводам и планировке корпусов.
Честно скажу, это занятие меня сильно увлекло и даже сейчас я частенько открываю программу просто порисовать.
В сети интернет есть проект похожих размерений с устраивающеми меня обводами и достаточно неплохими отзывами http://www.motolodka.ru/sbuild/rainbow.htm
Хозяин и строитель мотолодки Иван Георгиевич Гусаков, владелец ресурса www.motolodka.ru.
Читаю данный форум практически с момента его образования, информации очень много, но главное есть возможность проконсультироваться с человеком который построил примерно такую же мотолодку какую хочу я и выслушать мнения форумчан по предмету постройки.
Задав вопрос на форуме я получил некоторые ответы на интересующие меня вопросы, к тому же познакомился с Алексеем ( ник - may) который в дальнейшем научил меня производить необходимые расчёты в программе Freeship. За что им всем огромное человеческое спасибо.
Поскольку чертежей проекта мотолодки как такового не существовало в природе, пришлось рисовать корпус с нуля внося изменения под мои задачи.
Вот несколько изображений посмотрев которые можно наглядно увидеть изменения:
После двух с половиной месяцев проектирования лодки в программе и проведения необходимых расчётов, получился практически готовый проект мотолодки со всеми необходимыми в постройке размерами.
В проекте я прорисовал не только обводы, но и элементы внутренней планировки корпуса, стекло и т.п., это позволило не задумываться в процесе постройки над расположением элементов, часть элементов корпуса сделать на стадии изготовления шпангоутов.
И так, проект который хочется строить есть, навыки строительства, место, инструмент и желание тоже имеются, единственным минусом являлась отдалённость мастерской от места постоянного проживания.
Живу и работаю я в г. Петрозаводск, а место постройки располагается в 60-ти километрах. Так что заниматься постройкой я мог в выходные дни, период отпуска и то редкое свободное время которое удавалось "урвать" у жизни закончив рабочий день и пролетев 60 км. до мастерской, но разве это остановит человека одержимого идеей строить лодку.
Закупив необходимые материалы и выйдя в отпуск 29 апреля 2009 г. приступил к постройке лодки.
Поскольку погода не позволяла работать в мастерской, шпангоуты решил делать в доме, жил у родителей в квартире.
Как известно все великие дела начинаются с перекура :)
Растопив печку, закурим и мы :)
Как известно все великие дела начинаются с перекура :)
Растопив печку, закурим и мы :)
На самом деле процес изготовления шпангоутов не представляет из себя ничего сложного, достаточно быть внимательным при черчении размеров.
И аккуратным при выпиливании.
Первый шпангоут вырезан, очередь за остальными.
Дальше дело техники, снимай размеры с программы, переноси не допуская ошибок на лист фанеры и выпиливай по линии.
Ещё на стадии проекта прорисовал размеры шпангоутных рамок таким образом, что бы как можно более экономично использовать стандартный лист фанеры фсф. В общей стоимости материалов такая экономия незначительна, но если этого не учитывать возникнут ненужные траты, а они нам не к чему.
В некоторых случаях "зазор" между линиями составлял не более 0,5 см.
В дальнейшем вырезанные шпангоуты из 4-х мм фанеры обтягивались сосновыми рейками сечением 45*18.
После чего проклеивались эпоксидной смолой смешанной с древесной мукой и сушились.
Работа по изготовлению 7-ми шпангоутов и транца заняла 8 дней.
Можно было конечно пойти по другому пути, значительно сэкономив время и изготовить шпангоуты из реек на косынках, но у меня шпангоутные рамки не только задают формы будующей лодки но и выполняют роль внутренних элементов кокпита.
Поэтому сделав шпангоуты именно таким образом, я всего лишь сэкономил время на изготовление в будущем элементов кокпита с подгонкой по месту.
Шпангоуты готовы, рейки напилены, едем на "верфь". На данной стадии вся лодка помещается в обычную легковушку :)
После проведения электричества в место строительства, небольших мероприятий по утеплению и изготовлению стапеля, занялся установкой шпангоутов.
Раньше выставлял по обычной нитке, в этот раз решил попробовать способ подсмотренный на сайте Игоря Седельникова ( http://www.yakutia.ru/~igor/ ) и выставить по лазерному нивелиру, как лучше так и не понял, но на всякий случай всё же перепроверил по дедовскому методу :)
После установки шпангоутов дело за продольным набором - скуловые и бортовые стрингера сосна 40*20, киль склеил из трёх сосновых реек 50*12, днищевые стрингеры сосна 40*15.
Все детали проклеиваются эпоксидной смолой с наполнителем из древесной муки и притягиваются саморезами.
После отвержения смолы, выкрутил все саморезы, временно притягивающие к шпангоутам продольный набор, снял малку и закрутил обратно нержавеющий крепёж. Настала пора обшивки. Гидролыжа склеена в два захода, поскольку толстый лист фанеры достаточно проблематично загнуть, сначала был приклеен лист фанеры толщиной 6 мм, потом поверх него лист толщиной 4 мм.
Выглядит это примерно так.
Выглядит это примерно так.
С гидролыжи снял малку и начал укладывать днищевые листы - фанера ФСФ толщиной 6 мм.
Лист фанеры целиком укладывается на участок, временно прихватывается по форме набора саморезами, чертится контур с припуском примерно 3 см. и обрезается по контуру.
Далее ещё одна примерка и можно приклеивать, запрессовывая саморезами с шагом примерно 8 см.
Листы фанеры между собой стыковал при помощи накладки с внутренней стороны, промазав эпоксидной смолой с древесной мукой и запрессовав её по месту при помощи саморезов.
Есть иной способ стыковки, снимая малку склеить листы на ус, но мне так удобней, да и к тому же не теряется полезная длина листа фанеры.
Стройные ряды саморезов :)
После застывания смолы все саморезы, удерживающие обшивку, извлек и снял малку.
Установив на борт дополнительный стрингер, приступил к зашивке бортов.
Поскольку проект предусматривает наличие скулового брызгоотбойника, при зашивке листом фанеры бортов делал отпуск листа с учётом формы скулового брызгоотбойника.
Перед проклейкой обшивки борта вырезал его по форме из пеноплекса, очертил лист с учётом брызгоотбойника, обрезал и приклеил.
После установки нержавеющего крепежа прошпаклевал скуловой брызгоотбойник и имеющиеся отверстия с углублениями над саморезами эпоксидным компаундом перемешанным с древесной мукой.
При склеивании использовал компаунд Этал http://www.epital.ru
Несмотря на то, что материалы данной фирмы из всех доступных по цене и опробыванных мною при строительстве, являются одними из лучших, однако заявленным характеристикам по отвержению при температурах описанных на сайте не отвечают.
На телефонные консультации сотрудники фирмы идут неохотно, платёж пришлось провести через юридическое лицо и после второго приезда машины из Карелии, сотрудники организации соизволили приготовить компаунд в необходимом количестве.
Так что, вот как то так, при помощи тентов и кучи обогревателей, подымая температуру, всё же удавалось добиться застывания компаунда в течении суток.
После шлифования прошпаклёванных участков...
...получается примерно так.
Впереди работа по оклейке стеклопластиком, но так как лето у нас жаркое, короткое и как правило на выходные не попадает, решил за остаток сезона обустроить внутреннюю планировку и если успею оклеить лодку стеклопластиком.
Вобщем переворот- маленький праздник :)
Вобщем переворот- маленький праздник :)
Внутреннее обустройство начал с изготовления пайолов.
Как и планировал, пайолы зделал вклеенные с лючками, так легче в дальнейшем при эксплуатации лодки поддерживать чистоту в кокпите. В противном случае вся грязь будет попадать в трюм, но подобное решение в несколько раз усложняет и затягивает постройку.
По такой же схеме организовал настил под палубой, с лючком доступа.
В образовавшийся рундук легко помещается трёх местная палатка, два спальника и часть продуктов, при этом всё это имущество надёжно защищено от воды и не летает по кокпиту.
Частично приступил к пропитке корпуса составом из эпоксидного компаунда и ацетона.
Работу эту выполняли вдвоём, один нагревал поверхность техническим феном, другой промазывал прогретые участки составом до тех пор пока жидкая как водичка смола не переставала впитываться в обшивку.
Так же установил герметичный лючёк в перегородку носового бака непотопляемости.
Зашил потопчины, фальшбот и оформил крышку кормового рундука. По периметру организовал буртик, дабы дождевая вода не попадала в рундук сверху а стекала в кокпит.
Подобное решение тоже позволяет сохранять вещи сухими.
Просверлил все необходимые в будущем технологические отверстия под троса управления, проводку и вентиляцию.
Закончил пропитывать обшивку с внутренней стороны эпоксидным компаундом с ацетоном.
Изготовил и пропитал с внутренней стороны стенки кокпита и настил подиума под сиденье.
Настала очередь блоков плавучести. По предварительным расчётам для поддержания на плаву лодки с тремя рыбаками и всем походным снаряжение необходимо 0,5 кубических метра пеноплекса, объём был рассчитан заранее, с учётом отходов закупил 0,6 куба.
Блоки изготавливались по следующей технологии.
На внутреннюю поверхность обшивки лодки для обеспечения вентиляции приклеивались кубики 1,5*1,5 см., далее снимался размер по месту и выпиливалась заготовка, на глазок стачивался угол наклона борта. Следующая панель блока непотопляемости вырезалась таким же образом и приклеивалась на клей жидкие гвозди к первому и т.д. Потом склеенный блок снимался и обрабатывался шлифмашинкой.
Получилось примерно так:
Кормовые блоки плавучести изготовил таким же способом, зазор между днищем и блоком оставил побольше, сантиметров 8.
С учётом отходов думаю как раз получилось 0,5 кубических метра пеноплекса, думаю вкупе с достаточно объёмных герметичным носовым баком непотопляемости на случай аварии запаса плавучести хватит с лихвой (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо :) )
После приклеивания блоков плавучести к корпусу вклеил наместо заготовленные стенки кокпита и другие элементы корпуса.
Установил на место пол и стенки рецесcа.
Выкрутил обычные саморезы, там где необходимо, установил нержавеющий крепёж, остальные отверстия и канавки над крепежом прошпаклевал.
В гидролыже вырезал прямоугольное отверстие под датчик эхолота, с внешней стороны временно закрепил небольшой кусочек фанеры.
В отверстие залил эпоксидный компаунд. Теперь датчик эхолота будет возможно установить внутрь корпуса не опасаясь повредить на рыбалках.
После застывания смолы шлифанул корпус мелкой шкуркой.
Корпус готов к оклейке стеклопластиком. Кокпит окончательно пропитать не успеваю, на дворе уже 10 сентября.
С момента начала изготовления шпангоутов (29 апреля 2009 г.) до момента оклейки корпуса стеклотканью (11 сентября 2009 г.) прошло 135 дней, считаю что результат неплохой, учитывая очень большую занятость по основному месту работы.
И так, встав раненько, в 4-ре руки за 16 часов без перерыва оклеили корпус.
При оклейке корпуса использовал стеклоткань марки Т-11-ГВС9. Ткань достаточно толстая, хорошо пропитывается, но процесс показался мне более трудоёмким, так что при постройке следующей лодки думаю вернусь к использованию стеклоткани ЭЗ-200.
В общей сложности было положено два слоя на борта, три- днище и четыре гидролыжа.
После застывания компаунда Этал 370 (отвердитель этал- 45м) вручную и шлифмашинкой снял глянец и первый раз прошпаклевал корпус шпатлёвкой Этал-146м.
Шпатлёвка на эпоксидной основе, очень прочная, обрабатывается тяжело.
После второго нанесения и шлифования поверхности, решено было материал поменять.
Основная причина замены даже не трудоёмкость работ по шлифованию, а сложность работы с данным материалом на таких больших поверхностях.
Данный вид шпатлёвки позволяет после смешивания с отвердителем нанести её на поверхность один раз, если где то ошибся, то сдвинуть нанесённую массу невозможно, а работать на таких больших поверхностях без ошибок у меня не получается.
Вспоминая трудности заказа с Эпитала, я был приятно удивлён, общаясь с сотрудниками Питерской фирмы СК Пальмира ( http://www.palmiralkm.ru/ ). Как уверил технолог данного предприятия их шпатлёвка на эпоксидной основе полностью подойдёт для моих целей.
В общем заказал ведро ЭП 0010 :)
Пока с Питера шёл материал которым я планировал прошпаклевать кокпит и элементы корпуса, утеплил помещение, установил несколько электрических обогревателей и один газовый производительностью 4 киловатта.
Утеплившись, приклеил к корпусу реданы и покрасил днище с бортами пальмировской эмалью ЭП-439с.
Результат не порадовал. Внешний вид окрашенного корпуса меня полностью не устраивал, эмаль очень долго набирала прочность, продолжительное время пачкалась. В последующем я долго не думая снёс её шлифмашинкой и решил использовать только в качестве грунта под нормальную акриловую эмаль.
В ожидании заказа корпус перевернули и оклеили верх стеклотканью.
Пока выполнял перечисленные работы пришла шпатлёвка с Пальмиры.
После первого же нанесения понял, что и этот материал придётся выкинуть в канаву.
В шпатлёвке содержались достаточно крупные частицы, которые оставляли на поверхности большое количество бороздок. Застывшая шпатлёвка очень сильно забивала абразив и как оказалось для моих целей не пригодна вовсе. Всё бы ничего, но вот содрать эту радость оказалось ещё той проблемой.
После первого же нанесения понял, что и этот материал придётся выкинуть в канаву.
В шпатлёвке содержались достаточно крупные частицы, которые оставляли на поверхности большое количество бороздок. Застывшая шпатлёвка очень сильно забивала абразив и как оказалось для моих целей не пригодна вовсе. Всё бы ничего, но вот содрать эту радость оказалось ещё той проблемой.
Встала достаточно серьёзная проблема. Два вида готовой шпатлёвки под задачи не подходили. Попытки шпатлевать поверхности смолой успехов не пренесли.
С оказией сходил в гости к Андрею Лакировке.
Андрей занимался очередным своим проектом, я задал ему интересующие меня вопросы, выпили кофейку, многое встало на свои места.
Благодаря советам Андрея, вкупе с консультацией форумчан с ресурса www.motolodka.ru решил готовить шпаклевочную смесь сам.
Заказал Пальмировский эпоксидный клей Эповин марки А и аэросил.
В качестве наполнителя по совету Игоря Седельникова приобрёл алюминиевую пудру.
Пока ждал материалы, пропитал окончательно корпус и все съёмные элементы эпоксидным компаундом с ацетоном.
Заказал Пальмировский эпоксидный клей Эповин марки А и аэросил.
В качестве наполнителя по совету Игоря Седельникова приобрёл алюминиевую пудру.
Пока ждал материалы, пропитал окончательно корпус и все съёмные элементы эпоксидным компаундом с ацетоном.
Может быть со стороны это выглядит расточительным, но при пропитке корпуса старался залить компаундом все места, где в будущем возможны скопления грязи, тем самым облегчив себе жизнь по эксплуатации судна.
Наконец то пришли все заказанные материалы. Наученный горьким опытом, попробовал смешивать компоненты в различных пропорциях. После нескольких экспериментов всё же подобрал для себя оптимальное соотношение эпоксидного клея Эповин марки А, алюминиевой пудры и аэросила, приступил к шпатлёвке лодки.
Работа пошла как по маслу.
Приготовленная шпаклёвочная смесь хорошо наносилась, благодаря аэросилу принимала нужные мне формы, не текла, имела достаточную прочность и при обработке практически не забивала абразив.
К тому же я сменил одну руководящую должность на другую, рабочий график стал нормированным, появилось существенно больше свободного времени, а главное появилась возможность больше времени уделять своему увлечению.
Получив удовлетворяющий меня результат при шпаклевании кокпита, решил довести "до ума" борта и днище.
И наконец то вывел поверхности к желаемому результату.
Как бы не хороша была шпатлёвка собственного приготовления, всё же она имела один существенный минус. В период отверждения на некоторых участках поверхности образовывалось множество мелких пор. Данный момент меня не волновал, так как эти поры планировал залить имеющейся в наличии Пальмировской эпоксидной эмалью.
Что в принципе и сделал.
Что в принципе и сделал.
Шлифанул мелкой шкуркой под покраску, перевернул лодку и установил привальный брус.
Место постройки лодки изначально планировалось использовать в качестве элинга. Да и просто для того, что бы эту самую лодку достать, разбили стену :)
Лодка впервые увидела белый свет :)
За следующий день с отцом сварили ворота, мы снова на месте, можно продолжать.
Установил кресла, рулевое управление, машинку, приборы.
Просверлил последние вентиляционные отверстия.
И все отверстия необходимые для установки маршевого двигателя. Снял всё установленное оборудование и на следующий день покрасил верх корпуса и кокпит Пальмировской эмалью. Послезавтра в покрасочную камеру :)
Покраска прошла довольно таки банально, меня просто взяли и исключили из процесса :) Благо хоть разрешили наблюдать :)
Верх покрасить не успеваем, в очереди в покрасочную камеру стоит куча машин, верх покрасим позже.
После просушки цепляю лодку к машине и едем изготавливать рамку стекла и главный атрибут Онежского рыбака - таргу.
На дворе 10 июля, на 16-е запланирована ежегодная встреча Онежских рыбаков Fishkarelia-2010, сомнений в том что не успею нет :)
Договорившись со сварщиком работать с раннего с ранья и "до упора", всё же попадаю домой к двум часам ночи с изготовленной таргой и рамкой стекла.
Следующий день проходит в подготовке поверхности к покраске кокпита, ещё один уходит на изготовление стёкол, опять прицеп, опять покрасочная камера.
Вечер 14-го и целый день 15-го устанавливаю мотор и часть оборудования. И вот в десятом часу вечера лодка почти готова, можно на воду.
Первое, что отметил, отслиповавшись - водоизмещение посчитали правильно.
Ожидал от лодки продолжительного выхода на глиссирование, но при добавлении газа мотор просто напросто выплюнул пустую лодку из воды и мы поехали :)
Первую воду лодка увидела, завтра первый поход.
С утра по пути установил таргу, пару картлоттеров, крепление для рации, собрал походное снаряжение и двинулись с женой и дочерью к месту проведения Fishkarelia-2010.
Всё таки я успел!
За кусочек сезона 2010, если верить показаниям картлоттера, прошёл 1870 км.
Лодка получилась именно такой, какой хотел её видеть я.
Вес пустого корпуса без стекла и тарги в районе 220-250 кг. Сделать легче очень просто, но есть несколько факторов почему я этого делать не стал и старался уложиться именно в эту цифру. В любом случае, это очень хороший вес для лодки размером 4,87*1,83*0,83. с достаточно развитой планировкой кокпита. К примеру стеклопластиковые промышленные лодки чуть меньших размеров Дракон и Темп имеют вес 320 и 380 кг.
Максимальная достигнутая скорость на пустой лодке 57 км.ч. Думаю возможно перевалить рубеж в 60 км.ч. подобрав винты и выкинув всё снаряжение, но мне это не нужно. На Онего штилевых дней существенно меньше чем ветренных и все танцы с бубнами сведуться лишь к эффектному выходу из губы Кварцитного :) Дальше все как правило втыкают рабочие обороты и идут в щадящем для корпуса и себя режиме.
Здесь выложены файл проекта в программе "Фришип" и некоторые пояснения.
Напоследок хочется сказать - есть какой то свой, особенный кайф ходить на лодке, которую построил своими руками.
С уважением к водомоторному сообществу
Николай Фешкин.
Источник
Николай Фешкин.