На этих страницах я попробую рассказать как построить лодку по типу джон-бот, но отредактированной под себя , под мои возможности. Наверное это первое с чего начинается любая постройка. Можно мечтать о круизной яхте, а исходим мы все-таки из своих возможностей. К тому же всегда интересно из минимальных ресурсов построить лодку и сделать что-либо полезное и интересное. Большое распространение за рубежом и у нас в качестве рыболовной и лодок для малого туризма получила лодка ,,джон-бот,, . Построить лодку не так уж сложно. Главное что нужно что-бы построить лодку -желание, терпение и немного материальных затрат. Прямоугольный в плане корпус обладает остойчивостью, достаточной при забрасывании удочки или спининга человеком, стоявшим в лодке в полный рост. Скорость лодки с 8-сильным подвесным мотором при одном водителе составляет 35 км/ч, с 2 чел.-25км/ч. ,,Джон-бот,, пригоден для эксплуатации на волне высотой до 0,5 м. Плоское с продольными рейками днище позволяет подходить к отмелому берегу. Итак задача - построить лодку по типу джон-бот.
В отличие от остроносой лодки ,,джон-бот,, ,коснувшись грунта ,не валится на борт.Высадка людей через носовую оконечность не представляет обычных в таких случаях затруднений.Обводы лодки позволяют максимально упростить конструкцию корпуса ,который имеет пять шпангоутов-из них 2- ,3- и 4-й совершенно одинаковы.
Это рисунок-чертеж 2, 3 и 4 шпангоутов. Обозначения--6-днищевая ветвь шпангоута 8-бортовая ветвь шпангоутов -16-обшивка борта, фанера 4-6мм. -17-обшивка днища, фанера 6-8мм.-9-привальный брус, 15х30мм.-10-планширь, 6х75мм.-5-фальшкиль 30х30мм. ( подробное описание соединения деталей см. в разделе -Детали набора корпуса-)
Кормовой транец из фанеры 6-8 мм в верхней части усилен для установки подвесного мотора фанерой сечением 20 х 150 мм.По верхней части бортовых ветвей обвязки транца поставлены кницы (накладки) из фанеры 4-6 мм.В ДП (диаметральной плоскости) по обшивке транца сделана накладка из фанеры сечением 20 х 150 мм.Днищевые и бортовые ветви обвязки транца перевязаны в скуловом узле кницами из фанеры 4 мм.
Обозначения на рис. Задний транец---14-подмоторная доска, 20х150 -13-кница , фанера 4-6мм.-8-стойка подкрепление под мотор .-3-полотно (обшивка транца) фанера 6-8мм. -7- скуловой стрингер, 30х35мм. -9-полотно днища, фанера 6-8мм.-5-вертикальная кница (в моем случае металлический уголок толщина 3-4мм.) ( В. зависимости от устанавливаемого мотора -короткий или длинный дейдвуд-транец может строится как показано на рис. справа).
Носовой транец конструктивно аналогичен кормовому с той разницей ,что по верхней кромке его обшивки поставлен бимс (18) (смотр. на рис.ниже) из сосны сечением 20 х 75 мм ,а в ДП -стойка ,также из соснового бруска 20 х 30 мм.
Рис. носовой транец -обозначения -19-стойка 20х30мм.-18-бимс 20х75мм. -13-кница фанера 4-6мм.-(не обозначена зашивка транца фанера 6-8мм.) В моем случае постройки я изменил нос лодки , поставив вместо транца шпангоут тех-же размеров.Бортовые и скуловые стрингера ,(взяв большей длины), я свел их вместе , получив острый нос.(Это видно на фото и описано ниже.)Мне нужно было больше внутреннего обьема да и внешний вид лодки стал более привлекательным.Хотя это кому как.
Сборку деталей корпуса см. в разделе ,,,Детали корпуса и их сборка ,, . Продольный набор по днищу состоит из скуловых стрингеров (сосна 30 х 35 мм.), трех фальшкилей (сосна 30 х 30 мм.) , приклеенных к днищевой обшивке снаружи( я креплю еще и шурупами на растоянии 20-30 см.) По внутренней поверхности бортовой обшивки идет бортовой стрингер -сосна 20 х 30 мм. и снаружи - наружный привальный брус -сосна 20 х 30 мм. Для усиления верхнего пояса борта у внутренней кромки бортовых шпангоутов врезаны две рейки - внутренний привальный брус и подлегарс (сосна 15 х 30 ии 15 х 20 мм.).
Из инструмента дома найдутся ножовка по дереву , молоток ,пара отверток.Но так -как готовый нужный материал найти сложно ,все-же пришлось купить дрель , электрорубанок , шуруповерт и небольшой распиловочный .Для обработки фанеры купил электролобзик.Рулетка , линейка школьная, мел, карандаши , маркер , стамески разные , рашпиля , набор сверл по дереву и металлу , уровень , струбцины (хоть пару шт. а лучше 6-10 шт.).Вот ,пожалуй , и весь основной необходимый инструмент. (При постройке катера дл. 7.5 м и шир. 1.8м. в 90-е годы я обошелся ручной ножовкой, рубанком , топором , молотком и парой отверток )
Я не буду подробно описывать процесс сборки шпангоутов . Я расчерчивал на ровной поверхности в натуральную величину нужную деталь, проклеивал , сшивал мелкими гвоздями и скручивал саморезами.Для долговечности лодки крепеж должен быть омедненным или прокипяченным в обычной олифе.Клей -после проб и ошибок -я все же выбрал тоже обычный -DRAGON. Кстати , по морским обычаям , первый изготовленный шпангоут нужно окропить -шампанским, вином и пр. продуктами.Что и было успешно сделано.
Собрав шпангоуты выставляем их на ровной поверхности. Расстояние между шпангоутами и транцами ( шпация) в моем проекте 80 мм.Устанавливаем их бортовыми ветвями вниз временно крепим между собой или рейками или к полу.Закрепив приступаем к установке бортовых и скуловых стрингеров . Соединяем на клей и шурупами.
Бортовые и скуловые стрингера ставятся в пазы , вырезанные в шпангоутах.( Паз на 2-3 мм. больше стрингера, для снятия напряжений .) Все детали перед сборкой необходимо проолифить в несколько слоев горячей олифой и хорошо просушить.Верхние углы у стрингеров лодок и катеров необходимо делать скругленными по радиусу 5-8 мм.Такой же радиус должны иметь прорези для стрингеров ,сделанные в ветвях шпангоутных рамок.Это позволит уменьшить концентрацию напряжений и предотвратить поломки флоров и шпангоутов.
Классический ,,Джон-бот ,, имеет носовой транец почти такой же как и кормовой . Я изменил немного схему ( я писал об этом в начале- (рис. носовой транец)- и построил лодку с острым носом .Удлинив таким образом корпус, я ,в итоге , получил больше места ,лучшую всхожесть на волну и более привлекательный вид, ничего при этом не потеряв. И это просто.При установке стрингеров я взял их большей длины ,чем рассчетная и , начав устанавливать их с кормового транца ,свел их в носовой части вместе, скрепив временно обычной мягкой проволкой. Конструктивный нос. транец при этом пришлось переделать как шпангоут (убрал фанерную зашивку транца) и несколько меньше размером (подбирал экспериментально) , + еще один шпангоут , подобранный по месту, установленный у самого носа лодки).
При установке стрингеров таким способом необходимо отбить осевую линию от центра кормы к носу и контролировать расстояния между шпангоутами.Склеив и закрепив шурупами собранный корпус , оставляем на день-другой для просушки.Для большей жесткости я ставил на небольшие гвозди фальшкили днища (на фото не показаны .После просушки они были сняты.)На фото так же еще не поставлен носовой транец или его уже теперь можно обозначить , как шпангоут 1.Можно начинать отмечать листы фанеры на борта и днище, обрезать по размеченным размерам , проолифить и просушить.
Обшивка днища и борта , а также планширь выполнены из фанеры водостойкой толщиной на днище -6, бортах 4-6 , планшире -6 мм.
Стандартные листы фанеры купленные в обычном строительном магазине имеют размер 2 х 2 .Приобшивке бортов и днища приходится соединять листы ( можно на ,,ус,, ) - я поставил дополнительную соединительную планку того же размера ( 20х50) что и ветви шпангоутов.Ставится на клей и шурупы.Под шурупы на всех соединениях высверливаются отверствия .Диаметр отверствия под шурупы должен составлять пдо нарезную часть шурупа 80% его диам. для дуба и 60% - для сосны.Под гладкую часть-90-95% . под потайную головку делается зенковка с углом 90 град. .Длина шурупа должна быть на 3-5 мм меньше суммарной толщины соединяемых деталей.Головки шурупов гвоздей и болтов необходимо утапливать ниже поверхности наружной обшивки на 1,5-2 мм.Углубления над поверхностью головки следует зашпаклевывать древесной мукой (опилками)на клее ВИАМ Б-3 или эпоксидной смоле.
Рекомендуемые размеры шурупов при толщине фанеры 4-6 мм. по килю и скуловому брусу -шуруп 4 х 20 шаг 60 х 75 по транцу и форштевню шуруп 4 х 20 -- 4 х 25 шаг 40-50мм.Для крепления обшивки по стрингерам применяются такие-же шурупы,как по килю и скуле ,а шаг применяется в два раза большим.Болты применяются для соединения отдельных деталей корпуса.Диаметр болта d должен составлять около 15% его длины .При установкеболтов вдоль волокон расстояние между их осями не менее 6d , при размещении поперек волокон -3d . оси болта до кромки доски -2,5 d ,от оси болта до торца -не менее ( 6-8d ).
Если подобрать бруски для продольных связей на всю длину корпуса без сучков и косослоя очень трудно -эти связи следует склеивать из более короткого , но качественного материала.Длина усового перекроя должна быть равна 12-15 толщинам заготовки.Для изготовления клееных связей набора и других клеевых соединений требуется помещение , температура воздуха в котором, не должна быть ниже 18-16 гр. С как во время производства работ , так и при выдерживании деталей после склеивания.
Прочность усового соединения прежде всего зависит от его длины и чистоты обработки склеиваемых деталей , а так же от качества древесины, ее влажности в момент склеивания , толщины клеевой пленки , удельного давления запресовки. По днищу были поставлены на клей с запресовкой шурупами два фальшкиля 35 х 35 мм.со снятой малкой до треугольного вида.В местах соединения фанеры между листами могут образоваться неплотности , которые необходимо шпатлевать.Одна из доступных шпатлевок готовится из мелкого опила -желательно сухого-и клея ПВА. Пропорции примерно 1 к 2 ( смешивать до густой однородной массы ) -наносить шпателем , затем , после высыхания , зачищается крупной наждачной бумагой.
(Все вышеизложенные размеры и рисунки истинные и проверены постройкой , можно , при желании , приступать к постройке ,при этом можно изменять размеры в процентном отношении.По этим рисункам можно строить от лодки , перевозимой на багажнике авто , до лодки для семейного отдыха. Более подробно отвечу на письмо. Задавайте вопросы -ответ гарантирован. )
Вот такая получилась лодка. Весной предстоит заделка швов, шпатлевка, снова грунтовка и покраска.И в путь!!! (О материалах -шпатлевке, краске будет рассказано немного позже.)
http://viktor-plavko-all.narod2.ru/