Крепеж. При постройке лодок применяются только оцинкованные шурупы, болты и гайки. Если лодка будет эксплуатироваться в соленой воде, рекомендуется применять только медные гвозди, шурупы и болты только из латуни и нержавеющей стали. Оковки и дельные вещи на парусных лодках изготавливаются тоже из нержавеющей стали. Если не получится купить оцинкованные уключины и подуключины, их можно вполне можно будет сделать из «черной» стали. Клей. Для склеивания деталей применяется только водостойкий клей. Можно применить полиуретановый клей или эпоксидный клей следующих марок: - ЭДП-5 – продается в хозяйственных магазинах в длинных упаковках, в него уже введен пластификатор, удобно применять флаконы по 280 гр.; - ЭДП-20 (18) – продается оптом на базах в оцинкованных барабанах вместимостью 53 кг; для него применяется отвердитель ПЭПА и ТЭТА; - смолы фирмы «Эпитал» ( www.epital.ru ); смола ЭДП-20, смешанная с отвердителем этой фирмы «Этал-45м», позволяет склеивать материалы при температуре от +7 о С; - готовые компаунды марок К-115 и К-153. Стеклоткань. При изготовлении стеклопластика используются стеклоткани и стекломаты. Основные марки стеклотканей: Э3-200, Э3-100, Т11, Т13, стеклосетки типа ССС-2, СЭ-01. Стекломаты можно использовать только на ровных поверхностях, так как они совсем не гнутся. Стеклоткани значительно прочнее стекломатов. Использовать с полиэфирными смолами допустимо лишь специальные конструкционные стекломатериалы, обычные ткани, например Э3-200, следует применять только с эпоксидными смолами. В конструкции нет обычных шпангоутов, применяется минимум реек, а металлический крепеж требуется в минимальном количестве. Понятно, что вся сборка ведется без стапеля. Затраты труда невелики – даже любитель, не обладающий профессиональными навыками, собирает лодку за 80-100 часов. Лодки, построенные по методу «СиС» превосходят по практичности чисто деревянные суда и получаются существенно дешевле стеклопластиковых. Именно поэтому и пользуются эти наборы за границей очень большой популярностью. Для оклейки лодок лучше всего применять конструкционные ткани с индексом Т: Т-11, Т-13, Т-23Р, они специально предназначены для разнообразных стеклопластиковых конструкций. Главное отличие - в толщине, качество стекла и плотность набивки у всех тканей с индексом «Т» примерно одинаковые. Для гидроизоляции лучше выбирать ткань потоньше из перечисленных - это Т-23Р. Легче пропитывается смолой и меньше будет возни с выведением поверхности. Электроизоляционные стеклоткань марки Э3-200 легче всего купить, она всегда есть почти на всех базах и в магазинах стройматериалов. Она имеет высокую прочность и хорошо кладется, из под нее легко выдавливаются пузыри воздуха и с ней легко получить стабильную толщину ламината. Именно такие ткани следует применять для обформовки деревянных конструкций. Подобная ткань достаточно хорошо удерживает смолу, и поэтому ее можно применять и на вертикальных поверхностях. Стеклосетки типа ССС-2, СЭ-01 – редкие ткани полотняного переплетения, легко пропитываются смолой и очень легко, без пузырей кладутся. Используются для наложения прямо на гелькоут. Некоторые марки таких тканей (с очень большим расстоянием между нитями) плохо удерживают смолу, поэтому под гелькоутом может образоваться огромное количество мелких пузырей. Самые прочные ткани - Э3-200, Э3-100, Т11, Т13, Т-23Р – требуют удаления замасливателя, который препятствует нормальной пропитке ткани смолой. Тем более для пропитки электроизоляционных стеклотканей применяется парафиновая эмульсия, что в свою очередь существенно ухудшает адгезию к эпоксидной смоле. Поэтому перед применением такую стеклоткань обязательно требуется отжечь. Отжигают ее промышленным феном, газовой горелкой, паяльной лампой или специальными ТЭНами - главное, не пережечь. Прогревать надо до тех пор, пока не испарится замасливатель (стеклоткань дымить не перестанет), до еле заметного пожелтения. У хорошо отожженной ткани при смачивании ее смолой не должно быть видно белесых волокон. Все вышесказанное относится к пропитке тканей именно эпоксидной смолой, полиэфирная пропитывает любую ткань и без отжига. Краска. Для пропитки и защиты деревянных деталей швертбота применяются следующие пропитки: Пинотекс и Биотекс. В крайнем случае, можно применить натуральную льняную олифу. Шпаклевать неровности можно эпоксидной или полиэфирной шпаклевками. Корпус лодки следует окрашивать пентафталевыми эмалями, применяемыми для наружных работ марок ПФ-115. Наиболее подходящими из отечественных являются эмали, произведенные в Ростове-на-Дону (Ореол) и в Питере (ТЭКС). Рангоут, буртики, руль и пр. покрываются лаками, предназначенными для наружных работ, следующих марок ПФ-231, ПФ-157, Eskaro (Эстония) или Tikkurila (Финляндия). |
КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНУЮ ЛОДКУ, КАТЕР, КАТАМАРАН?! ЧЕРТЕЖИ САМОДЕЛЬНЫХ ЛОДОК, КАТЕРОВ, КАТАМАРАНОВ.