Для постройки вашей лодки понадобится фанера. Этот материал является оптимальным для постройки легких лодок. Во-первых, лодки, построенные из фанеры являются не такими тяжелыми как из массива дерева, во-вторых, фанера - это достаточно прочный материал, в-третьих, она легко обрабатывается ручными инструментами, которые несложно можно найти практически в любом доме или купить в магазине. Из фанеры будут изготовлены наружная обшивка, шпангоут, палуба, кормовая банка, швертовый колодец, шверт и руль. Фанера общего назначения по ГОСТу бывает двух типов по степени водостойкости: ФК - водостойкая и ФСФ - повышенной водостойкости. Для постройки маломерных судов лучше всего применить фанеру повышенной водостойкости (ФСФ). Правда, в магазинах она встречается очень редко. Обыкновенного покупателя не интересует повышенная водостойкость фанеры, чего не скажешь про цену, а стоит она дороже. Слои шпона в ней склеиваются феноло-формальдегидной (далее - ФФ) смолой. Если с фанерой все в порядке, штамп на ней в углу обязан быть, т.к. это требует ГОСТ. А его отсутствие скорее всего означает некондицию. Поэтому если стоит вопрос о том, находится перед вами фанера ФСФ или ФК, а штампа не видно, надо найти сколы шпона на торце, где видна смола. Цвет клеевого слоя у такой фанеры коричневый или красно-бурый. Можно еще убедиться в водостойкости фанеры так: замочите ее образец в воде, а затем прокипятите его в течение часа. После этого прочность испытуемого образца на отрыв слоев не должна заметно ухудшиться. Фанера марки ФСФ выпускается с размерами листов 2,440х1,220 м, 1,525х1,525 м и 1,525х3,000 м. Лодка, построенная из такой фанеры, прослужит вам более 15-20 лет. Но вот только, должен вновь сказать, что эта фанера не часто встречается в строительных магазинах наших городов. Чаще всего в магазинах можно увидеть фанеру марки ФК. Эта фанера клеится на мочевино-формальдегидной смоле и, строго говоря, водостойкой не является. Об этом можно сделать вывод и по тому, что испытанием на водостойкость для нее является вымачивание, в то время как для ФСФ – еще и кипячение. Если осмотрите сколы шпона на торце фанеры ФК где видна смола, то сможете увидеть, что смола имеет желтоватый цвет. Она выпускается размером 1,525х1,525 м. В случае, когда вы не смогли достать фанеру марки ФСФ, но при условии обязательного защитного покрытия корпуса снаружи (наилучший вариант - оклейка стеклопластиком) можно применить самую доступную и недорогую фанеру марки ФК. В этом случае корпус лодки снаружи (или только одно днище) рекомендуется оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле, а внутри тщательно пропитать эпоксидной смолой или влагозащитными составами (Пинотекс, Биотекс, натуральная олифа), потом окрасить хорошей эмалью для наружных работ. Лодку, построенную из фанеры ФК, после каждого плавания рекомендуется вынимать на берег и хранить, защищая от солнца и дождя. Тогда она и прослужит вам не меньше 10-15 лет. Ни в коем случае не применяйте для построек лодок строительную фанеру не соответствующую ГОСТу. Лодка, построенная их такой фанеры, прослужит вам менее 5 лет. К сожалению, в наших магазинах чаще всего про ФСФ слышат впервые - они чаще имеют дело с одной ФК, о чем и сами не всегда знают. У них в ходу иные обозначения, характеризующие внешний вид. Эти обозначения довольно запутаны. Поскольку в настоящее время в ходу сразу три ГОСТа, классифицирующих фанеру по качеству наружных слоев шпона. Последний ГОСТ (от 1996 г.) определяет такие сорта шпона: E,I,II,III,IV. В ГОСТе от 1989 года это называлось А,АВ,В,ВВ,С. Иногда встречается и ГОСТ-71 с буквами В,ВВ,СР. Главное вам надо запомнить, что чем выше сорт шпона, тем меньше дефектов: трещин, сучков, дырок от сучков, заплаток и т.д. Сортность выглядит как "лицевой слой /оборотный слой". Оборотный обычно на одну или две ступени ниже. В жизни это выглядит так: "Е/I","I/II", "II/III", "II/IV" и т.п. В старом ГОСТе то же самое выглядело как: "А/АВ", "АВ/В", "В/ВВ". При использовании шпона хвойных пород указанные сочетания сопровождаются буквой "Х". Существуют и другие сорта водостойкой фанеры. Для изготовления малых лодок считается самой пригодной авиационная пятислойная фанера марок БС-1, БП-1 и БПС, она наиболее легкая и прочная. К сожалению, она очень дорогая и купить ее в наше время стало практически невозможно. А вот самой устойчивой к воздействию воды считается бакелизированная фанера (бакфанера) марок БФС и БФВ. Ее поверхность (наружный слой), в отличие от фанеры общего назначения, пропитана смолой. По сути, это та же ФСФ только внешние ее слои покрыты ФФ смолой ("бакелит" - торговый термин для обозначения ФФ смол). По этой причине она обладает большим весом - кусок такой фанеры тонет в воде, и на ее необработанной поверхности не держатся никакие клеи и краски. Чтобы что-то к ней приклеить потребуется ошкуривать внешний слой фанеры. Поэтому, если особенно важен малый вес, такую фанеру лучше не применять. Зато благодаря высокой водостойкости бакфанера незаменима для изготовления швертов и рулей. Фанера марок ФБС и ФБС-1 может работать в атмосферных условиях без защитных покрытий. Но и эту фанеру тоже можно купить далеко не в каждом городе. Если вообще не получится достать какую либо фанеру, то можно применить для постройки небольшой лодки ДВП (водостойкий оргалит) толщиной 6 мм. Правда, этот материал тяжелее фанеры. Но зато лодка, построенная из ДВП, пропитанной эпоксидной смолой, вполне может прослужить 5-10 лет. |
КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНУЮ ЛОДКУ, КАТЕР, КАТАМАРАН?! ЧЕРТЕЖИ САМОДЕЛЬНЫХ ЛОДОК, КАТЕРОВ, КАТАМАРАНОВ.